Атырау, 27 ноября 21:30
 будет пасмурноВ Атырау +1
$ 498.55
€ 524.28
₽ 4.75

Тенгиз: тускнеющий бриллиант

17 100 просмотров

3 января текущего года в результате аварийного отключения электроэнергии на Тенгизском месторождении встали сразу три объекта ТОО «ТШО» – КТЛ, ЗВП и ЗСГ. И хотя на этот раз аварию ликвидировали достаточно быстро, вопросы к нефтяной компании остаются.

КТО ВИНОВАТ?

ТШО взяло на себя ответственность лишь частично, переложив большую долю вины на национального оператора KEGOC. Но энергетики решительно отмели обвинения в свой адрес: по их мнению, причина аварии – в технологических нарушениях на объектах ТШО. В настоящее время работает комиссия по расследованию причин отключения электроэнергии на Тенгизе. В том числе по экологическому аспекту: подсчитывается ущерб от вредных выбросов, попавших в атмосферу в результате масштабного останова.

Госэнергонадзор, подтвердив позицию национального оператора, дополнительно сообщил, что газотурбинные электростанции ТШО, помимо всего, не получили паспорт готовности к работе в отопительный период.

УРОКИ 2005-го

Участившиеся в последнее время аварии на Тенгизе свидетельствуют, что в производственном «царстве» нефтяного гиганта есть серьёзные, системные проблемы. Можно вспомнить масштабную аварию 2 июля 2005 года, когда при тех же обстоятельствах (из-за сбоя в системе энергоснабжения) на сутки был полностью остановлен технологический процесс. Тогда в экстренном порядке было эвакуировано более 7 тысяч человек, занятых на строительстве Завода второго поколения. По факту аварии было возбуждено 2 уголовных дела: за нарушение экологических требований в хозяйственной деятельности и за загрязнение атмосферы с причинением вреда здоровью человека. По данным «АЖ», в день аварии в клинику ТШО обратились около 200 человек, однако Тенгизшевройл и госорганы упорно опровергали этот факт, официально сообщалось лишь о 3 фактах отравления сероводородом.

Что до экологического ущерба – тогда сообщалось, что в результате аварийного останова в атмосферу попало 34 тысячи кубов вредных веществ (ТШО первоначально настаивал на 23 тысячах). В нынешнем случае ущерб тоже должен быть немаленьким. Интересно будет узнать и результаты расследования причин нынешней аварии. В 2005-м ТШО ссылалось на объективные факторы, а специалисты ЧС тогда углядели «человеческий фактор», т. е. неграмотное управление системой энергоснабжения.

ТОНКАЯ НИТЬ

Между тем причиной крупной аварии могут стать не только сбои с подачей электроэнергии, но и проблемы с водоснабжением – из-за отсутствия альтернативных источников.

После недавних общественных слушаний по Плану природоохранных мероприятий ТШО на 2012 год Орхусский центр направил в компанию письмо с вопросами, на которые не было получено ответов по существу.

Один из вопросов: что компания предпримет (есть ли у неё план?) в случае аварии на водоводе Кигач – Узень? Поясню, экологи волнуются, что из-за дефицита воды на заводах возникнут проблемы с охлаждением оборудования. А оборотного водоснабжения на Тенгизе, как нам известно, не предусмотрено. Вернее, о нём задумались лишь к 20-му году нефтедобычи.

От ТШО последовал незамысловатый ответ, что в случае подобной аварии «прежде всего, необходимо будет отремонтировать водовод и снова ввести в эксплуатацию». Альтернативных вариантов водоснабжения на случай подобного ЧП сегодня нет. Получается, что на случай аварийного выхода из строя единственного источника воды, водовода Кигач – Узень, крупнейшее нефтедобывающее производство никак не застраховано.

РЕМОНТ, ПОХОЖИЙ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ

ЧП (аварийные остановы по различным причинам) на Тенгизе происходили не раз. Это не могло не стать одной из причин снижения объёмов добычи в последние годы. Хотя по официальной версии снижение объёмов, например, в 2012 году связано с плановым капитальным ремонтом объектов на производственных площадках ЗВП/ЗСГ в августе-сентябре (42 дня). В этот период ТШО поддерживал производство за счёт работы на полную мощность пяти производственных ниток КТЛ. То есть, несмотря на капремонт, остаться в убытке акционеры ТШО не пожелали. Интересно, что сами сотрудники компании в неофициальных беседах последние капремонты называют, скорее, реконструкциями заводов, цель которых одна – за короткий срок выкачать как можно больше нефти. А причины участившихся сбоев, отказов и последующих простоев видят в перегрузке оборудования, его физическом износе. Всё оборудование менять будет накладно, и по деньгам и по времени. Максимально загрузить ЗВП – вот основная цель капремонта 2012 года на этом объекте, больше похожего на реконструкцию. Этот объект изначально проектировался на определённую мощность (меньшую, чем сейчас), а после капремонта его начали грузить ещё больше. Поэтому и происходят аварии.

КОРОНА ИМПЕРИИ

Другая вероятная причина технологических сбоев – отток опытных работников ТШО в другие компании из-за неконкурентной оплаты труда и отсутствия перспектив кадрового роста. Может, поэтому, несмотря на усилия «выжать как можно больше» и при этом сэкономить, прибыль предприятия на фоне высоких цен на нефть всё же снижается. Согласно Стратегии развития АО «НК “КазМунайГаз”» на 2012-2022 гг., чистая прибыль ТШО в 2012 году прогнозировалась в сумме $8,6 млрд, тогда как в 2011 году этот показатель равнялся $10,4 млрд. А всего в 2012 году ТШО планировал получить $23,5 млрд доходов против $25,3 млрд в 2011 году. Выплаты в государственный бюджет РК в 2012 году составили $10,1 млрд, в то время как в 2011-м они равнялись $11,4 млрд.

Хотя, как утверждает в интервью журналу «Форбс-Казахастан» эксперт российского Фонда содействия по сохранению Каспийского моря Серикжан МАМБЕТАЛИН (на снимке), озвученной компанией информации для Казахстана доверять не стоит:

Недавно ТШО сообщил о том, что его общий доход за время работы (с 1993 по 2012 гг.Л. С.составил $128 млрд, а в бюджет Казахстана компания перечислила $47 млрд. Но вообще-то для нефтяных компаний налоговая нагрузка должна быть от 65% до 80%. Они-то заявляют здесь одну цену на нефть, а почти всю её везут на заводы Chevron. И, если мы посмотрим на розничную цену бензина или дизеля, который они продают, маржа там сумасшедшая. Не зря же сами шевроновцы называют Тенгиз «бриллиантом в короне Chevron».

Ну что же, похоже, что ценность бриллианта постепенно падает. Из-за слишком высоких аппетитов его хозяев.

Самый большой бриллиант в имперской короне компании «Шеврон-Тексако» – это месторождение «Тенгиз», которое является природным богатством Казахстана, а не ТШО, – вторит Мамбеталину руководитель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ. – И его можно бережно и экологично разрабатывать в течение всего XXI века, но с годовой добычей не более 15 миллионов тонн, как рекомендует академик Муфтах ДИАРОВ. Но когда на кону миллиарды нефтедолларов, никто не думает о будущем.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

14 января 2013, 16:14

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.