Далеко не всем понятно, зачем оркестру дирижёр. Мол, ну играют себе музыканты, а этот чего палочкой машет? О секретах работы мы спросили у главного дирижёра академического оркестра народных инструментов имени Д. Нурпеисовой Талгата КАМАЛИДЕНОВА (на снимке).
–Извините за наивный вопрос: а всё-таки может ли оркестр сыграть без дирижёра?
– Лёгкое короткое произведение – да. Но у большинства музыкальных сочинений постоянно меняются мелодия, темп, и кто-то должен управлять общим звучанием. Недаром «дирижёр» с французского так и переводится – «управлять».
– Какие качества необходимы, чтобы стать дирижёром?
– В нашем деле очень важны организаторские качества. Надо найти общий язык с сидящими перед тобой оркестрантами, наладить с ними хорошие отношения. И надо быть хорошим профессионалом. Если музыканты поймут, что ты работаешь не на уровне – пиши пропало. Ещё один момент: нужен твёрдый мужской характер. Недаром в нашей профессии в основном мужчины. Кроме того, дирижёр должен быть хорошим аранжировщиком. Это просто замечательно, если он обработает мелодию или кюй для оркестра!
– Как вы пришли в эту профессию?
– Пять лет учился в музыкальной школе имени Макалима Койшыбаева по классу домбра-тембр, после этого – в музыкальном училище имени Дины Нурпеисовой. Затем окончил консерваторию имени Курмангазы по классу домбры, одновременно обучаясь дирижерскому искусству. После консерватории 10 лет был домбристом в оркестре народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, руководимом Рыспаем ГАБДИЕВЫМ.
Профессиональное общение с Рыспаем ага дало мне очень многое, именно он способствовал тому, что я стал дирижёром.
Это, я бы сказал, «штучная» специальность. Как говорил Шамгон КАЖЫГАЛИЕВ, «дирижёром надо родиться». То есть должен быть талант. Можно многие годы изучать эту профессию и ничего в ней не добиться. И наоборот, некоторые выдающиеся дирижёры не заканчивали каких-то специальных курсов, а просто учились у старших товарищей, которые передавали им свои умения и опыт. К примеру, способности того же Шамгона Кажыгалиева в свое время заметил Ахмет Жубанов, который и посоветовал ему попробовать встать за дирижёрский пульт.
– По окончании консерватории не было у вас желания остаться в Алматы?
– И в мыслях такого не было. Правда, когда Астана стала столицей, меня пригласили в качестве домбриста в оркестр министерства культуры. Но как-то не получилось туда поехать.
– Извините, а сколько вы зарабатываете?
– Не много. Впрочем, это удел всех музыкантов и артистов в регионах. Есть и другая проблема: материальная база. Мы играем на инструментах, приобретённых ещё во времена Рыспая Габдиева. Наши оркестранты не без горечи шутят, мол, играем на инструментах из прошлого века. Новый аким обещал помочь с инструментами, костюмами, автобусом. Так что надеемся…
Записала Айтолкын КУЛШАРОВА
Фото Жениса ТУНГАТАРОВА