Атырау, 4 мая 01:10
 ясноВ Атырау +11
$ 444.14
€ 477.05
₽ 4.85

Талгат Камалиденов: «Дирижёр должен быть хорошим организатором"

7 396 просмотров

Далеко не всем понятно, зачем оркестру дирижёр. Мол, ну играют себе музыканты, а этот чего палочкой машет? О секретах работы мы спросили у главного дирижёра академического оркестра народных инструментов имени Д. Нурпеисовой Талгата КАМАЛИДЕНОВА (на снимке).

Извините за наивный вопрос: а всё-таки может ли оркестр сыграть без дирижёра?

– Лёгкое короткое произведение – да. Но у большинства музыкальных сочинений постоянно меняются мелодия, темп, и кто-то должен управлять общим звучанием. Недаром «дирижёр» с французского так и переводится – «управлять».

– Какие качества необходимы, чтобы стать дирижёром?

– В нашем деле очень важны организаторские качества. Надо найти общий язык с сидящими перед тобой оркестрантами, наладить с ними хорошие отношения. И надо быть хорошим профессионалом. Если музыканты поймут, что ты работаешь не на уровне – пиши пропало. Ещё один момент: нужен твёрдый мужской характер. Недаром в нашей профессии в основном мужчины. Кроме того, дирижёр должен быть хорошим аранжировщиком. Это просто замечательно, если он обработает мелодию или кюй для оркестра!

– Как вы пришли в эту профессию?

– Пять лет учился в музыкальной школе имени Макалима Койшыбаева по классу домбра-тембр, после этого – в музыкальном училище имени Дины Нурпеисовой. Затем окончил консерваторию имени Курмангазы по классу домбры, одновременно обучаясь дирижерскому искусству. После консерватории 10 лет был домбристом в оркестре народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, руководимом Рыспаем ГАБДИЕВЫМ.

Профессиональное общение с Рыспаем ага дало мне очень многое, именно он способствовал тому, что я стал дирижёром.

Это, я бы сказал, «штучная» специальность. Как говорил Шамгон КАЖЫГАЛИЕВ, «дирижёром надо родиться». То есть должен быть талант. Можно многие годы изучать эту профессию и ничего в ней не добиться. И наоборот, некоторые выдающиеся дирижёры не заканчивали каких-то специальных курсов, а просто учились у старших товарищей, которые передавали им свои умения и опыт. К примеру, способности того же Шамгона Кажыгалиева в свое время заметил Ахмет Жубанов, который и посоветовал ему попробовать встать за дирижёрский пульт.

– По окончании консерватории не было у вас желания остаться в Алматы?

– И в мыслях такого не было. Правда, когда Астана стала столицей, меня пригласили в качестве домбриста в оркестр министерства культуры. Но как-то не получилось туда поехать.

– Извините, а сколько вы зарабатываете?

– Не много. Впрочем, это удел всех музыкантов и артистов в регионах. Есть и другая проблема: материальная база. Мы играем на инструментах, приобретённых ещё во времена Рыспая Габдиева. Наши оркестранты не без горечи шутят, мол, играем на инструментах из прошлого века. Новый аким обещал помочь с инструментами, костюмами, автобусом. Так что надеемся…

Записала Айтолкын КУЛШАРОВА

Фото Жениса ТУНГАТАРОВА

10 января 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz