В последнее время заметно выросло количество больных детей, поступающих в областной детский реабилитационный центр. С чем это связано, и как их там лечат?
МАЛЬЧИШКА НА ДИВАНЕ
– Дети поступают к нам по направлению областной и городской медицинско-педагогических комиссий, – говорит заведующая коррекционным отделением центра Сандугаш Самаликова. – Центр рассчитан на 70 мест, но сейчас курс лечения здесь принимают более 100 детей-инвалидов – мест не хватает. Поэтому образовалась очередь. Уже сейчас полностью составлен список детей, которые поступят в центр в следующем месяце. Увеличение числа маленьких пациентов мы связываем с такими факторами, как неблагополучная экологическая ситуация, негативно влияющая на здоровье рожениц, неудовлетворительные социально-бытовые условия.
Проходя по коридору, я приоткрыла дверь комнаты, откуда доносились детские голоса. Мой взгляд привлёк сидевший на диване очень бледный мальчик лет 12-13. «Как тебя зовут?» – спросила я, но ответа не последовало. По словам сопровождавшей меня заместителя директора Айгуль СУЛЕЙМЕНОВОЙ, у мальчика задержка психического развития, при поступлении в центр он вообще не говорил. Сейчас уже освоил несколько несложных слов...Мальчишка потянулся к моему мобильнику и попытался за него ухватиться. Я присела возле него и попросила: «Скажи мне “апай”». После некоторых усилий он выдавил: «Аффаа». Мы все дружно захлопали в ладоши, и наша реакция явно пришлась ему по душе.
Для лечения и оздоровления детей здесь оборудованы лекотека для занятий с логопедом, дефектологом, психологом, работающая по методу Монтесори (согласно этому методу, дети должны учиться свободно, без принуждения и критики); кабинет социальной адаптации, тренажёрный зал, кабинет водных процедур, массажный кабинет, сенсорная комната.
– Например, занятия в сенсорной комнате позволяют стабилизировать внимание, память, – говорит педагог-психолог Акмарал ЖАЛМУХАНОВА. – Помимо этого регулярно проводятся развивающие игры, психотренинги.
На очередном занятии педагог-дефектолог Мариям БЕРДИМУРАТОВА попросила 10-летнего мальчика, уже несколько лет проходящего здесь курс лечения по диагнозу синдром Дауна, сесть за специальный компьютер Eduplay. Он стал прилежно выполнять задания на различение цвета и формы, составление из фрагментов цельного рисунка. Педагоги с удовлетворением отметили заметные подвижки в развитии мальчугана.
АЙДА НА КУХНЮ!
–К нам поступают дети с такими диагнозами, как дислалия (неспособность произносить определённые звуки), дизартрия, заикание, заячья губа, отсутствие нёба, –рассказываетлогопед-дефектолог Танзила ОМАРОВА.– Предварительно мы совещаемся, как проводить лечение, и работаем в зависимости от степени отставания ребёнка. Делаем массаж языка тем, кто не может произносить определённые звуки, обучаем с помощью наглядных пособий, развиваем мелкую моторику.
Кабинет социальной адаптации – это обычная комната с кухонной мебелью, дети здесь учатся выпекать печенье, заваривать чай, убирать комнату.
– Главная наша цель – сделать так, чтобы каждый ребёнок научился обслуживать себя, как-то приспосабливаться к жизни, – говорят сотрудники центра.
В центре проходит лечение и 3-летний сын одной из сотрудниц. Диагноз – «тяжёлая форма церебрального паралича».
– Это второй ребёнок в нашей семье. Первенец абсолютно здоров, а своего второго сына я родила семимесячным. Врачи говорят, что он получил повреждение при родах. Сейчас он проходит третий курс лечения, – рассказывает женщина. – Ещё я бы хотела сказать, что очень велика очередь в наше учреждение, и давно назрела необходимость в пристройке или же строительстве нового, намного более вместительного здания.
Её материнское сердце верит, что сыночек обязательно поправится.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото автора