Безмолвная тишина убаюкивает, и только лёгкий толчок уткнувшегося бампером в снег автомобиля заставляет очнуться. Невдалеке первая зимовка нашей поездки по округу Орлик Индерского района.
ДЕЛО ПРЕДКОВ В НАДЁЖНЫХ РУКАХ
Сизый дымок, вьющийся из трубы добротного крестьянского дома, постепенно исчезает в небесной синеве. Крепкий ядрёный мороз щиплет щёки, а резкий пронизывающий ветер норовит забраться вам под одежду. На участке Жиенбай первым нас встретил басистым лаем здоровенный алабай. Мы пошли ему навстречу, немного смутив его своей смелостью, и пёс, повиляв хвостом, завернул за угол.
В прихожей крестьянского дома ничуть не теплее, чем на улице. У стены несколько мешков с кизяком. Посреди комнаты молодая женщина стирала бельё. От печи тянуло свежим хлебным запахом, а на огне булькал чайник. Не зная, кто мы и с какой целью здесь оказались, женщина тут же бросила стирку и гостеприимно предложила пройти на самое почётное место в доме. Таковы законы казахского гостеприимства – обогреть, накормить, а потом уж вопросы задавать.
Бахыткуль КАМЕШЕВА невестка именитого чабана, кавалера Ордена Ленина, ныне покойного Аипкали КАЖИКЕНОВА.
– Муж Абзал уехал в город по делам, а вы проходите, располагайтесь, чаю попейте, согрейтесь с дороги.
– Как вы тут живёте?
– Живём неплохо. Только недавний сильный ветер принёс немало хлопот, а так зима ещё не больно суровая, бывало хуже. Брат мужа тут недалеко живёт, можете у него спросить.
Едильбая КАЖИКЕНОВА (на снимке) мы застали, когда он поил скотину. Всю свою жизнь он занимается скотоводством. Чабанский посох он принял из рук своего отца Аипкали Кажикенова и вместе с братом Абзалом достойно продолжает его дело. Стадо большое: и овцы, и кони, и коровы, и верблюды –хлопот хватает.
– Нас больше всего беспокоит водопой для скота. Подземная вода стала слишком солёной. Летом мы поим скот из канала Багырлай. А питьевую воду за 4 тысячи тенге нам доставляют из Орлика 3-тонными автоцистернами. В зимнее время цены на питьевую воду повышаются. Привозной воды иногда не хватает даже на месяц, а в летние месяцы воды мы потребляем ещё больше, – рассказывает руководитель КХ «Акку» Едильбай Кажикенов.
«СТЕПЬ – МОЙ ДОМ РОДНОЙ»
Кумару СУНДЕТОВУ без малого 80 лет, он опытный чабан. Подготовку к нынешней зиме начал заблаговременно, запасся 6 машинами ки, сеном и кормами на всю зиму. Переживший немало зим Кумар Сундетов уверен, что нынешняя зима будет не такая суровая.
– Цены на корма в два, а то и в три раза выше, чем в прошлом году, – говорит он. – Пастбищные угодья сильно поредели, прежнего разнотравья уже не сыскать, и поэтому летом мы не перебираемся на джайлау, как делали раньше. Все земельные угодья поделили поровну между всеми крестьянскими хозяйствами. По этой причине пришлось сократить поголовье скота. Его мы оставили ровно столько, сколько необходимо, чтобы прокормить семью. Мои дети живут в селе Орлик. Иногда навещаю их, но с ночёвкой никогда не остаюсь, так и тянет обратно в родную степь. Ведь мой дом – моя родная степь.
40-летний Жандос СУНДЕТОВ проявил к нам повышенный интерес.
– Ни разу не видел журналистов, – смеется он. – А «Ак Жайык» читаем регулярно, нам его привозят односельчане, которые ездят в Атырау. Про нас писать будете? Ну пишите!– радовался Жандос, умело суетясь по хозяйству.
Чабанов, которые трудились ещё в совхозах, сейчас мало. Пенсионер с зимовки Каракудук Шамурат КАМИЕВ всячески поддерживает своих детей. Свой чабанский посох, который Шамурат ага унаследовал от своего отца Ками, он передал старшему сыну Аралу совсем недавно. Камиевы, которые до сих пор работали, не получая ни тиына от государства, лишь в этом году позволили себе приобрести в лизинг сенокосилку.
– Сенокосных угодий тут нет вовсе, поэтому сено мы заготавливаем в 80 километрах отсюда, на территории Западно-Казахстанской области. Топливо дорожает с каждым днём. В 2012 году создал крестьянское хозяйство, рассчитывал на помощь государства, но пока не удалось оформить все необходимые документы. Вообще человеку, занятому разведением скота, да ещё на дальней зимовке, крайне сложно собрать всю эту кипу запрашиваемых бумаг, – говорит Арал Камиев.
Сказать, что цивилизация обошла зимовки стороной никак нельзя. Есть тут и электричество, и телефонная связь, и компьютер. Правда, труд чабана невероятно тяжёлый и хлопотный, ну а женщинам, помимо ведения домашнего хозяйства, приходится всю ночь поддерживать огонь в очаге.
Удачи им в новом году, мягкой зимы и богатого приплода!
Ляззат КАРАЖАНОВА