Атырау, 27 ноября 19:24
 будет пасмурноВ Атырау +1
$ 498.55
€ 524.28
₽ 4.75

Игры хранителей тайны

7 485 просмотров

За 20 последних лет из недр страны было выкачано несколько сотен миллионов тонн нефти. Львиная доля этого добра ушла на экспорт. Какая часть доходов от добытой и проданной нефти достаётся Казахстану, а какая – компаниям, добывающим и продающим её? Кто-нибудь видел подробно расписанные статьи доходов нашей страны от нефти, металлов, урана? На официальном сайте Минфина вы ничего не найдёте. Это главная тайна последнего двадцатилетия. Очевидно, нам не скоро её раскроют.

 

НОРВЕЖЦЕВ УВАЖАЮТ

В 2000 г. был создан Национальный фонд РК, в который поступают прямые налоги от предприятий нефтяного сектора (корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, бонусы, налог на добычу полезных ископаемых, рентный налог на экспорт, доля РК в разделе продукции по заключённым контрактами т. д.).

Несмотря на кризис и колебания цен на нефть, к 2020 году казахстанские власти рассчитывают увеличить средства фонда до 90 млрд долларов США. Но уже сейчас в Нацфонде аккумулированы колоссальные средства – порядка 66 млрд долларов (10 трлн тенге). Но главная информация – о поступлениях и распределении средств Нацфонда – закрыта.

В Норвегии, например, подробнейшая информация о нефтяном фонде страны доступна каждому норвежцу, для них открыты все данные, начиная от налоговых выплат вплоть до уровня зарплат топ-менеджеров и владельцев нефтяных компаний.

 

ЧТО ТАКОЕ ИПДО?

В 2004 г. по инициативе Фонда Сорос-Казахстан в нашей стране начали продвигать идею присоединения Казахстана к ИПДО (Инициатива прозрачности добывающих отраслей) – глобальной Коалиции правительств, компаний и общественных организаций.Тогда же была создана Коалиция НПО Казахстана «Нефтяные доходы – под контроль общества!». Поддержку этой инициативе выразили посольства США, Великобритании и других стран, представительство Всемирного банка. В июне 2005 года президент страны Н. А. НАЗАРБАЕВ объявил о присоединении Казахстана к ИПДО.

 

ПЕРВАЯ ПОБЕДА – В АТЫРАУ

Итак, власти объявили о согласии присоединиться к ИПДО. Казахстанские НПО и члены Коалиции «Нефтяные доходы – под контроль общества!» активно подключились к работе с правительством и компаниями по подготовке необходимых документов ИПДО. Что произошло дальше? Об этом «Ак Жайыку» рассказал один из активных участников реализации идеи ИПДО, директор ОО «Благо» (город Караганда),руководитель Секретариата Национального экспертного совета прозрачности и устойчивого развития Юрий КРИВОДАНОВ (на снимке): «Этап согласования формата реализации ИПДО в Казахстане продлился до декабря 2005 года и завершился подписанием меморандума. И все эти полгода шла нешуточная борьба.

Правительство совместно с компаниями разработало свой вариант меморандума, который существенно отличался от нашего, где, в частности, предусматривалось, что все стороны меморандума (власть, компании и НПО) на равных участвуют в процессе принятия решений, эти решения принимаются при согласии всех трёх сторон, и в силу этого являются обязательными для них.

Правительство в лице тогдашнего министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира ШКОЛЬНИКА, не сумев или не пожелав договариваться с НПО, предприняло активные действия, чтобы заменить Коалицию. Для подписания своего варианта меморандума правительством были отобраны более лояльные НПО, организован чартерный рейс в Атырау, где в офисе ТОО «Тенгизшевройл» была организована псевдоконференция. Но против этого активно выступили наши коллеги из Атырау: Махамбет ХАКИМОВ, Токжан КИЗАТОВА, Серик КУАНЫШ, Асель НУРГАЗИЕВА, Малик ИСАБЕКОВ и многие другие, их поддержали международные наблюдатели. В итоге был подписан вариант меморандума, предложенный Коалицией, и соответственно этому сформирован состав Национального совета заинтересованных сторон по ИПДО (НСЗС), в который вошли по три представителя от правительства, парламента, компаний и Коалиции.

По данным АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа» (ИАЦНГ), в Казахстане в 2011 г. было добыто 80,06 млн тонн нефти, включая газовый конденсат. Наибольший объём – более трети нефтедобычи – приходится на ТШО.
По данным Комитета таможенного контроля, Казахстан увеличил экспорт сырой нефти и газового конденсата в январе-октябре текущего года до 58,2млн тонн на сумму $48,2млрд (на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2011 года, по количеству и на 6,5%– по стоимости).
Крупнейшими покупателями казахстанской нефти стали Италия – 15 млн тонн на сумму $12,5 млрд, Китай – 8,4 млн тонн на $230 млн, Нидерланды – 7,2 млн тонн на $6,1 млрд, Франция – 5,8 млн тонн на $4,9 млрд, Румыния – 3,2 млн тонн на $2,5 млрд и Швейцария – 2,3 млн тонн на $1,8 млрд.

ТЯЖЁЛАЯ РАБОТА – ИДТИ ПО БОЛОТУ

В рамках НСЗС с 2006 по 2008 год осуществлялась большая, трудоёмкая, но малоинтересная для широкого круга работа: согласовывались и совершенствовались формы отчётности компаний и правительства, отрабатывалась методика их заполнения и сверки и т. д.

Эта работа выявила ряд проблем, препятствующих продвижению принципов ИПДО в Казахстане:

а) правительство и компании крайне неохотно соглашались на расширение перечня налогов, отражаемых в отчётности, и на полный охват отчётностью всех добывающих компаний. В результате первый отчёт за 2005 год охватил лишь 38 компаний нефтегазового сектора, а второй отчёт за 2006 год – 106 компаний нефтегазового и горнодобывающего сектора. При этом никто не мог сказать точно, сколько же всего компаний работает в добывающей отрасли. Звучали разные цифры – 450, 600, 700, но официальных данных предоставлено не было.

Что касается перечня налоговых и неналоговых платежей в бюджет, включаемых в отчёты, то этот список последовательно расширялся, но (опять-таки из-за отсутствия официальной информации) было невозможно определить, какую часть этих платежей охватили изготовленные отчёты;

б) предложения активной части НПО расширить границы отчётов и включить в них показатели, отражающие расходы компаний на социальные проекты и дивиденды, выплачиваемые госкомпаниями своим собственникам, не получили поддержки со стороны правительства и компаний. А наши призывы включить в отчётность показатели, отражающие воздействие компаний на человека, общество и природу, встретили возражение даже со стороны более консервативных членов Коалиции;

в) стратегия коммуникаций (так назывался проект популяризации ИПДО в Казахстане), разработанная по заказу Всемирного банка, оказалась крайне низкого качества. Поэтому в рамках НСЗС была создана рабочая группа, которая полностью переработала эту стратегию. Однако предложенный вариант не был принят НСЗС. В результате, по мнению НПО, процесс реализации ИПДО потерял прочную основу, что и проявилось в последующем.

 

НАС УШЛИ, НО МЫ ВЕРНУЛИСЬ

Подобная активность более принципиальной части НПО (к которой отношусь и я) вызвала негативную реакцию, в результате чего сначала была проведена замена в составе Координационного совета Коалиции, затем из Коалиции были исключены два активных НПО из Атырау, а потом была проведена полная зачистка Коалиции практически от всех НПО, представляющих горнодобывающие регионы и занимающих активную и принципиальную позицию.

В июне 2009 года мы создали Ассоциацию «Азаматтык Курылтай – Гражданское собрание», объединяющую на данный момент 45 представителей НПО из 8 областей Казахстана, стратегической целью которой является создание сети экспертных советов прозрачности и устойчивого развития Казахстана (Сеть ЭСПУР). В 2010 году наша методика была использована при проведении мониторинга АО «Арселор Миттал Темиртау». Тогда же начались переговоры с министерством транспорта и коммуникаций РК и Всемирным банком об организации мониторинга проекта транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», которые завершились подписанием трёхстороннего Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между правительством, компаниями и Ассоциацией «Азаматтык Курылтай – Гражданское собрание».

 

ВЕСНА НАОБЕЩАЛА…

С марта 2011 года я как представитель Ассоциации начал активно взаимодействовать с секретариатом ИПДО, функции которого были переданы министерству индустрии и новых технологий РК.

Взаимодействие было, я считаю, продуктивным, и уже в апреле 2011 года нам были предоставлены все сведения, необходимые для разработки принципиально новых подходов к организации отчётности по ИПДО. Особо подчеркну, что до этого момента такие сведения были абсолютно закрытыми!

Нам удалось убедить представителей правительства и компаний в необходимости раздельного отражения сведений о платежах каждой компании. Ещё одним достижением стала договорённость о включении в отчётность сведений о дивидендах, выплачиваемых компаниями, находящимися в собственности государства. И особо хочу отметить достигнутый прорыв в раскрытии сведений о расходах компаний на социальные проекты.

Соответственно этим новшествам мной были существенно переработаны формы отчётности, инструкции по их заполнению и инструкции по проведению сверки данных, предоставляемых компаниями и правительством, которые были приняты на заседании НСЗС, прошедшем в мае 2011 года под председательством вице-министра индустрии и новых технологий А. РАУ.

Всё перечисленное могло привести к тому, что Казахстан стал бы первой страной СНГ, добившейся реального прогресса в отчётности по ИПДО, если бы за этим не последовала полная остановка этого процесса.

 

ИПДО В КОМЕ

В июне 2011 года руководство ИПДО было передано в ведение другого вице-министра индустрии и новых технологий, ведущие сотрудники Республиканского центра геологической информации были или уволены, или оказались под жёстким прессингом, вся работа по подготовке Национального отчёта была прекращена, а НСЗС просто-напросто прекратил свою работу.

И это коматозное состояние длилось почти год.

Видя такую картину, мы обратились к премьер-министру и попытались убедить его в необходимости возложить руководство продвижением проекта ИПДО непосредственно на правительство. И премьер-министр принял такое решение, поручив руководить процессом своему заместителю К. КЕЛИМБЕТОВУ, что придало хороший импульс ИПДО и привело к принятию целого ряда решений, в частности, к запуску процесса подготовки 6-го и 7-го Национальных отчётов.

И здесь начали происходить совершенно невероятные события. Несмотря на то что я вошёл в состав трёх рабочих групп при НСЗС, предложения Ассоциации «Азаматтык Курылтай – Гражданское собрание» перестали рассматриваться, мой электронный адрес исключили из рассылок. И затем, в конце мая, в моё отсутствие было проведено заседание НСЗС, на котором представители Ассоциации были исключены из состава НСЗС.

За нашим исключением последовало принятие Технического задания на изготовление Национальных отчётов, в котором от разработанного нами варианта остались, как говорится, «рожки да ножки», деятельность НСЗС вновь стала закрытой».

 

ЖДЁМ НАЦОТЧЁТОВ-2012

– В декабре вроде бы обещают, что все нефтедобывающие компании будут по отдельности отчитываться по налогам. Насколько достоверна эта информация?

– Согласно разработанному нами Техническому заданию, так и должно быть. Предполагалось, что в Национальном отчёте будут отражены суммы платежей/поступлений от каждой компании без разбивки по видам налогов, а в приложении к отчёту в электронном виде – данные по каждому налогу и платежу раздельно.

Но установленные сроки уже нарушены. Более того, у меня есть серьёзные опасения, что Национальные отчёты не будут опубликованы в полном виде и нам будет предложено довольствоваться лишь их популярной и значительно урезанной версией.

Сказать, что компании тормозят процесс внедрения ИПДО, нельзя. Можно считать, что они не способствуют этому. Кроме одной компании – Статойл.

– Кому не выгодны принципы ИПДО?

– Говорить о том, кому это невыгодно, я не хочу, лучше скажу о тех, кому инициатива прозрачности, будучи реализованной в полноте, выгодна. В первую очередь – всем гражданам Казахстана, поскольку у нас появятся эффективные инструменты для контроля над доходами, получаемыми государством от добывающих отраслей, и над тем, как они расходуются, а также механизмы, обеспечивающие наше конституционное право управлять делами государства. Государству и компаниям тоже выгодно, поскольку в этом случае снижаются коррупционные, социальные и экономические риски и повышается устойчивость их деятельности, а значит, возрастает стоимость их активов. Иностранным политическим, финансовым и деловым партнёрам Казахстана также прямая выгода, т. к. сотрудничество с открытой страной положительно влияет на все показатели их деятельности.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

27 декабря 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.