Три года назад Тенгизшевройл при посредничестве фонда «Евразия Центральной Азии» (ФЕЦА) запустил в Жылыойском районе программу «Гражданское участие в социальном развитии». В этом году она заканчивается.
ИНТЕРЕСНАЯ ЦИФИРЬ
Свой выбор тогда компания объяснила переходом от не всегда эффективной благотворительности (например, подаренные школам компьютерные классы так и не заработали) к инвестициям в развитие гражданского самосознания жылыойцев. Все три года «АЖ» отслеживал ход реализации этой программы – весьма, надо сказать, успешный. Но вопрос – адекватны ли расходы нефтяного гиганта на социальные нужды района миллиардам нефтедолларов, получаемых им в этом самом районе, – остаётся.
Поскольку ТШО крайне неохотно делится с общественностью финансовой информацией, в нашем распоряжении цифры по программе социальных инвестиций (ПСИ) только за последние два года: $782 000 в 2011 году, и по разным сведениям, от $800 000 до $1 млн в 2012-м.
Вышеназванный фонд ФЕЦА (частный фонд, осуществляющий свою деятельность при поддержке Агентства США по международному развитию и других финансовых доноров) выступает в ПСИ в качестве оператора программы. Ему же достаётся значительная часть выделяемых средств (например, в 2011 году – $250 000, или 32%), тогда как местным НПО достаётся всего по 3% на каждый проект.
19 декабря в ходе ознакомительной поездки в Кульсары накануне итоговой конференции по программе «Гражданское участие в социальном развитии» журналистам сообщили, что общий бюджет этого проекта за три года (2009-2012 гг.) составил немногим более 30 млн тенге, выделенных ФЕЦА в виде грантов на 27 проектов в районе. Получается, что из выделяемых ТШО средств непосредственно на соцпроекты в Кульсары ежегодно тратилось в среднем 10 млн тенге. А куда, интересно, идут остальные средства?
В ТШО и ФЕЦА озвучить контрактные суммы, направляемые на проекты в рамках ПСИ, отказались, сославшись на конфиденциальность информации. В ФЕЦА сообщили только, что, помимо выделения грантов на проекты для развития общественных организаций, созданных жылыойцами, было проведено 50 тренингов, в том числе в России. Но конкретных сумм, выделенных на эти тренинги, так и не назвали.
Получается, не зря возмущались атырауские НПО, лишившиеся в своё время этого «жирного» куска пирога. С другой стороны, кто мешал им тогда эффективно работать, а не скандалить друг с другом из-за аналогичных грантов?
НПО и НЛО
Что до НПО, созданных самими «разбуженными» жылыойцами, они действительно работают. Хотя в начале, как отмечала представитель ФЕЦА Айгуль ТАГАТОВА, НЛО и НПО для местных жителей были примерно равнозначными понятиями.
– А теперь нас на улице узнают, – говорит Айгуль, рассказывая по ходу интересные истории про то, как менялись кульсаринцы.
Например, учительница, одна из активных участниц обучающих тренингов, рассказывала, что её коллеги по школе посмеивались над ней – мол, «несолидно всё это». Но со временем отношение изменилось. Как изменились и подростки, поначалу страшно стеснявшиеся, когда их приглашали в молодёжные клубы.
По словам тренера ОО «Кульсары Жастары», юриста Жылыойского колледжа нефти и газа Ляззат КАМЗАЕВОЙ (я познакомилась с ней два года назад, когда она ещё только мечтала стать тренером), благодаря ФЕЦА в Кульсары действуют 15 лидерских клубов при школах, объединяющих людей в возрасте от 14 до 20 лет. В том числе из интернатных учреждений.
На наших глазах в здании, выделенном акиматом г. Кульсары для Центра реабилитации инвалидов, несколько девушек – членов лидерских клубов проводили сеансы арт-терапии для детей с ограниченными возможностями (на снимке). По словам координатора ОО «Журек жылыуы» Анны ЮРЕНКОВОЙ, в настоящее время в Жылыойском районе зарегистрировано 108 детей с диагнозом ДЦП. Большинство из них посещают центр. Этих деток здесь лечат с помощью массажа и чудо-костюма, который больному ребёнку нужно носить по 40 минут в день. Часть костюмов и спортинвентарь приобрел ФЕЦА, часть подарили местные предприниматели. Нам рассказали про мальчика, впервые самостоятельно вставшего здесь на ноги, и про девочку, с которой в конечном счёте сняли инвалидность.
– Наша проблема – нехватка массажистов. НПО – некоммерческая организация, и мы не можем платить по тысяче тенге за сеанс. Платим 250 тенге, максимум – 500. Вот и уходят массажистки,– делится Анна.
ТЕПЕРЬ САМИ С УСАМИ?
По словам начальника районного отдела координации занятости и социальных программ Серика КАМИДДОЛЛЫ, помимо детей-инвалидов, в здании реабилитационного центра располагаются комнаты для досуга и встреч ветеранов труда, а также кабинет для обучения швейному делу глухонемых женщин.
Учитель физкультуры Шынарбек САРСЕНБАЕВ (ОФ «Жылыой демеу») построил во дворе собственного дома в селе Тургызба спортивный зал, где на тренажёрах, приобретённых ФЕЦА, занимается с детьми лечебной физкультурой по специальной методике.
Трёхлетний проект завершился в 2012 году, и возникает мысль: а что потом? В ФЕЦА считают, что «движок запущен», дальше жылыйоцы справятся сами. Хотелось бы верить, что трёхлетние усилия тренеров не пропали даром, и активных граждан, участвующих в социальном развитии, здесь будет больше и больше. А иначе нефтедоллары ТШО снова окажутся выброшенными на ветер.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора