Ранним утром 24 декабря обрушился пол на первом этаже бывшего химзаводского общежития в г. Атырау, по улице Сырдарьинской, 5. Жертв и пострадавших, к счастью, нет.
БЕССОННАЯ НОЧЬ
– Телефонное сообщение о том, что в общежитии семейного типа по адресу ул. Сырдарьинская,5 произошло обрушение бетонного перекрытия в коридоре цокольного этажа, поступило на пульт дежурного 24 декабря в 06.20, – сообщили нам в пресс-службе ЧС.
Размер дыры примерно 2х3м. На цокольном и на 1-м этажах распространился пар от лопнувшей трубы отопления. На месте происшествия работают спасатели Западного регионального аэромобильного оперативно-спасательного отряда, службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС, работники коммунальных служб и полиции.
Серьёзных последствий удалось избежать потому, что жители уже были готовы к такому повороту событий. Уже много лет они обращаются во все инстанции с жалобами на невыносимые условия: здание в аварийном состоянии, крыша протекает, воды нет, центрального газопровода тоже, отопление и электричество с перебоями. Пар, постоянно идущий из подвала, постепенно ослабил плиты перекрытия.
– В субботу, 22 декабря, опустились первые две плиты. Мы обратились в ЧС и акимат. Приехали спецмашины, откачали воду из подвала. Нас заверили, что ничего страшного не происходит, и посоветовали вернуться в свои квартиры. Но мы всё же опасались и практически не спали. И вот сегодня с 5 утра все на ногах. Пол в левой части здания рухнул, – рассказывает Дина БЕКТЛЕУОВА, которая живёт в этом общежитии уже 7 лет. Часть соседей, у которых есть возможность, собрали свои нехитрые пожитки и пристраивают их к родственникам. Те, кому совсем некуда вывезти вещи, ждут решения комиссии. Они остались на улице в самые холода и с перспективой встретить Новый год в стенах какого-нибудь казённого учреждения, но об этом стараются пока не думать.
89-квартирный дом был построен в 1990 году. Сначала в семейном общежитии жили работники химического завода, позднее здание было приватизировано.
В расположенной неподалеку от общежития школе №7 создан временный штаб, сюда стекаются на регистрацию жители. По словам регистраторов, пока удалось распределить 60 семей – часть отправится в здание бывшего интерната, где сейчас живут дети с нарушениями слуха, а часть – в дом престарелых.
– Организована экспертная группа, которая сейчас решает вопрос, как быть со зданием, – говорит заместитель акима города Адильбек НУРЛУГУЖИЕВ. – Если эксперты приду к мнению, что здание можно отремонтировать, мы приступим к ремонтным работам, если оно не подлежит ремонту, придётся жителей расселять.
ДОРОГА В КАЗЁННЫЙ ДОМ
25 декабря жители злополучного общежития вновь собрались у здания, которое ещё вчера было их домом.
Большинство из них, не выдержав нечеловеческих условий, давно уже постарались хоть как-то улучшить свои жилищные условия - кто-то купил квартиру, кто-то построил дом, а свои комнатки они сдали в аренду. Сегодня из 89 лишь около 30 семей живут по фактическому месту прописки. И именно их силами ежегодно проводится опрессовка, собираются деньги на ремонт электропроводки и канализации, одним словом, решаются текущие коммунальные проблемы. Хозяин квартиры, в которой провалился пол и обрушилась часть стены, Болат МОЛДАГАЛИЕВ - как раз из активистов, принимавших живое участие в текущем ремонте. Чуть погаснет свет или протечет труба, соседи бежали к нему, зная, что он с сыновьями не останется в стороне. А обвинения в том, что пол обрушился из-за проведенной им перепланировки, он отрицает.
- Я ничего не менял здесь с тех пор, как въехал. Одна стена стала оседать уже давно, мы ставили подпорки. В итоге провалился пол в прихожей и коридоре. Мы выскочили через балкон. Вещи вытаскивали тем же путем, – рассказывает Молдагалиев. Его слова подтверждают и сделанные нашим фоторепортёром снимки: межкомнатные двери явно скривились из-за давления сверху.
Власти сейчас обвиняют жителей в том, что они довели здание до такого состояния, не проводили своевременно ремонт. Но как это делать, когда большинство жильцов – временные квартиранты, отказывающиеся сдавать хоть копейку на содержание дома? В итоге, махнув рукой, все старались использовать любой шанс выбраться из общаги. Бахыт СМАЛИКОВА дала объявление о продаже и как раз собиралась встретить покупателей, но тут случилось это несчастье.
На ночь жителей расселили по разным интернатам и общежитиям. Никто из них не смог спокойно уснуть.
- В интернате холодно, у медсестры нет ни таблеток, ни мазей. У одного вспухло ухо, у другого скачет давление, а помощи нет. Среди нас есть серьезно больная женщина Капия КАЗМУХАНОВА, ей стало плохо. Скорая забрала ее и привезла обратно в интернат. А нас вообще отправили в какое-то общежитие в СМП, возле ГАИ. Там живут приезжие каракалпаки. Жуткий холод, ругань, пьяные ссоры гастарбайтеров. Всю ночь никто не сомкнул глаз, все сидели в верхней одежде, - наперебой жалуются жители.
Пристроив по родственникам детей и побросав все дела, целыми днями они дежурят возле общежития, надеясь получить какую-нибудь весть от властей. Понятно, что вечно так продолжаться не может. Постоянно давать отгулы на работе не станут, а значит, жизнь должна входить в обычный ритм. Со ссылкой на замакима Нурлыгужиева они передают друг другу, что из Алматы летит независимый эксперт, который и решит судьбу здания – ремонтировать его или сносить. Больше всего людей пугает эта неизвестность – когда же, наконец, решится их судьба и сколько им скитаться по чужим углам. Возвращаться в общагу не хотят - никто не верит, что ремонт, пусть даже и капитальный, гарантирует безопасность. И кто решится утром уходить на работу, оставляя здесь своих детей?
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото Жениса ТУНГАТАРОВА
Зульфия ИСКАЛИЕВА