Алпысбай КУЛПЕИСОВ.По данным областного общества охотников и рыболовов, с начала года в области было уничтожено 264 волка, 14 шакалов и 57 волчат. В этой гонке за волчьими скальпами единоличное лидерство у 53-летнего охотника из Атырау Алпысбая КУЛПЕИСОВА, на счету которого 172 трофея. За ним следует егерь охотничьих угодий в Исатайском районе Даулбай КАНАТБАЕВ, уничтоживший 47 волков.
ЗА БУРЁНКУ ОБИДНО
– Раньше я жил в селе Комсомол Макатского района,– говорит Алпысбай. – Держал скотину, жил неплохо. В 1991 году собрался купить машину, а для этого решил сдать на мясо трёх коров. Но когда пригнал на пастбище грузовик, чтобы забрать бурёнок, выяснилось, что одну сожрали волки. Тогда пошёл в общество охотников и заключил договор.
Алпысбай работает оператором установки в НГДУ «ДоссорМунайГаз», а между вахтами разъезжает по области, помогая фермерам бороться с волками. Он признаётся, что в цифру 172 входят около 20 волчьих скальпов, добытых самими фермерами. Просто, когда к нему поступает предложение поехать в ту или иную точку области, он берёт местных жителей в помощники. Они вместе устраивают облавы, и если кому-то из помощников удаётся раскроить мотыгой череп зубастому разбойнику, то Алпысбай честно отдаёт ему причитающиеся 14 тысяч тенге (такова сегодня премия за убитого волка; за шакала или волчонка – 7 тысяч тенге.– М. С.), а по приезде в город возмещает эти свои расходы из кассы охотобщества.
–У самих скотоводов за свою работу я ничего не прошу, хотя среди охотников есть такие, которые берут с них по барану за каждого убитого волка.
НА ТРОПЕ ВОЙНЫ
По словам Алпысбая, часть опытных волчатников в последние годы переквалифицировалась на добычу хищника ради изготовления чучел и ковриков. Они подолгу сидят в засаде, чтобы убить волка подходящего размера и окраса. Сезон у таксидермистов начинается зимой с выпадением первого снега, потому что летом шкура линялая и некрасивая. Одно чучело стоит от 1 до 5 тысяч долларов – в зависимости от размеров трофея и качества выделки. Только вот убийство вожака в волчьей стае не снимает проблему для фермера.
– Чтобы бороться с волками по-настоящему, нужно охотиться летом,– считает Алпысбай. – Волк не может бегать по жаре и предпочитает днём отлёживаться в норе или кустах. Если в знойный день вы увидели волка в поле, значит, вы проходили мимо его лежанки и подняли его.
Как правило, волк устраивает логово на равноудалённом расстоянии от нескольких скотоводческих хозяйств. В первое время после родов нора у волчицы находится от них далеко, но уже на втором месяце жизни молодняка родители переносят нору поближе к потенциальной добыче.
– На уничтожение одной волчьей семьи у меня уходит от одного до десяти дней, –говорит Алпысбай. – Я нахожу основную тропу, по которой взрослые хищники ходят из логова на водопой и кормежку, и устраиваю засаду. Убиваю одного или обоих взрослых волков, и спешу выкопать из норы волчат. Как правило, их бывает 8 или 10. Нужно быть осторожным. Если дать себя раньше времени обнаружить, волк-арлан заберёт семью, устроит логово в другом месте и продолжит набеги на фермеров.
По данным областного общества охотников, популяция волков на территории области составляет примерно 4,8 тысячи голов. Круглогодичный отстрел и выплата премиальных по программе «Организация спортивной охоты на волков с целью регулирования численности хищников для сохранения популяции кабанов и сайги» позволяет контролировать количество серых вредителей.
ДОСТОЙНЫЙ ВРАГ
– А были ли случаи в вашей практике, когда волки удивляли вас своей хитростью?
– Гнались мы как-то на машине за арланом. А он добежал до вершины холма и исчез. Мы стоим, не можем понять, куда он делся. Потом я присмотрелся – там земля потрескалась от жары. Трещины были узенькие, но глубокие. Волк протиснулся в одну из них и затаился. Но я не мог пощадить врага, пусть даже был восхищён его хитростью.
–Собак используете?
– В Атырау я ещё не видел собаки, которая могла бы противостоять волку. Принёс домой маленького волчонка – все собаки поджали хвосты. Вот что значит природа!
– У вас есть ученики в деле охоты на волков?
– Пока желающих немного, но я ищу.Хотелось бы чётко осознавать, что кто-то продолжит моё дело. Для этого мне нужен смелый молодой человек, способный пешком проходить по 20-25 километров. Крепкий, такой, который, охотясь на волков, не будет всякий раз вскидывать ружьё при виде какой-нибудь птички или свежих следов кабана. Мне нужен единомышленник. Скорее всего, ученика я найду среди фермеров, с которыми мне приходится работать. Кстати, мне поступил тревожный сигнал из аула Береке, что в районе села Мукур Кызылкогинского района. Надо собираться в дорогу…
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото Каната ЕЛЕУОВА
и из архива А. КУЛПЕИСОВА