14 декабря в ТШО прошёл форум по Партнёрской программе развития малого и среднего бизнеса.
МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО
Напомним, цель программы, разработанной министерством экономического развития и облакиматом при поддержке местного филиала НЭП «Атамкекен» и фонда поддержки предпринимательства «Даму» – развитие сети местных поставщиков для крупных компаний. Причём ставка делается на развитие направлений бизнеса, не связанных с профильной деятельностью «китов».
Нетрудно догадаться, что подписание контракта с такими компаниями, как ТШО или AgipKCO, – мечта каждого атырауского предпринимателя. Ведь это гарантированные объёмы и стабильные доходы. Но несмотря на прозвучавшие на форуме оптимистичные заявления менеджеров ТШО по развитию казахстанского содержания, попасть в число счастливчиков очень сложно.
Согласно опросу, проведённому среди местных бизнесменов – участников форума, в участии в тендерах ТШО заинтересованы все 100%. 30% из них черпают информацию о будущих тендерах на сайте компании, 10% – узнают из СМИ. Остальные 60%, по словам начальника областного управления предпринимательства и промышленности Ларисы ДЖУМАГАЛИЕВОЙ, вообще не знают о проводящихся тендерах. Опрос показал также, что большинство предпринимателей не знают о кредитах, которые ТШО выдаёт для развития МСБ с 1997 года ($1 млн в год) и не знакомы с требованиями ТШО к потенциальным поставщикам.
ВЫСОКИЙ ПОРОГ…
По словам менеджера отдела по развитию местного содержания ТОО «ТШО» Марата ДАУЛЕТЬЯРОВА, компания рассматривает бизнес-планы предпринимателей и выносит решения по выдаче беспроцентных кредитов на кредитном совете. Партнёр программы – БТА банк.
В качестве положительного опыта говорилось о совместной работе ТШО с Союзом машиностроителей Казахстана. В 2011 году был составлен перечень из 230 наименований машиностроительной продукции для Проекта будущего расширения на Тенгизе.
Определено 22 казахстанских завода, которые способны выпускать необходимую продукцию: 11 из них уже получили заказы, 2 завода нуждаются в незначительной модернизации, остальные – в изменении технических условий и импорте технологий.
По мнению представителей ТШО, среди потенциальных направлений для развития в РК – трубная продукция, теплообменники, запорная арматура, компрессорное, газотурбинное, насосное оборудование и многое другое.
Даулетьяров обосновал высокие требования ТШО к подрядчикам: во-первых, товары и услуги плохого качества напрямую влияют на безопасность персонала. Во-вторых, высокий «порог» развивает местные компании и позволяет им дорасти до международного уровня. Дабы показать, насколько важно высокое качество любой компоненты, он обрисовал последствия гипотетической кратковременной остановки завода из-за неисправности одного из узлов:
– Мы не производим свою продукцию, простаивает транспортная система на ж/д, на море, стоят терминалы, и все несут убытки.
Такая щепетильность, конечно, впечатляет. Вот только ненароком вспоминается об участившихся в последние годы авариях на Заводе второго поколения из-за строительных дефектов, допущенных подрядчиками (и «пропущенных» заказчиком). На этапе строительства много разговоров ходило и о сомнительном качестве оборудования, поставляемого из-за рубежа. Ситуацию не исправил даже последний капремонт, после которого по сей день происходят аварийные остановы.
… И «ПИСЬМА ТРУДЯЩИХСЯ»
В заключение М. Даулетьяров заявил, что главной целью ТШО является «эффективная и безопасная эксплуатация активов и достижение максимальной прибыли во благо партнёров по проекту».
Есть подозрение, что на «эксплуатации активов» компании зарабатывают не только партнёры (кстати, информация о том, сколько зарабатывает на тенгизской нефти казахстанская сторона, по сей день остаётся тайной за семью печатями). Предприниматели неофициально (никто не хочет ссориться с ТШО) жалуются на отсутствие информации, закрытое рассмотрение проектов без объяснения причин отказа. В «АЖ» регулярно поступают письма (анонимные, конечно) о коррупции среди казахстанских и иностранных менеджеров, ответственных за тендерные процедуры. Причём приводятся конкретные фамилии. Пишут о регулярных встречах в элитных (закрытых) саунах, барах и ресторанах Атырау и Алматы, где выдаются конфиденциальные документы и циркулируют немалые денежные суммы в инвалюте.
В последнем по времени таком послании говорится о чётко отлаженной схеме завышения стоимости выполняемых (причём некачественно) работ и откатов: «ТШО при этом несёт неоправданные расходы и теряет прибыль, а Казахстан – предполагаемые отчисления. Как так получается, что фирмочка с очень слабой техникой и практически полным отсутствием современного оборудования выполняет услуги для ТШО под видом передовых западных технологий? Уже после “выигранного” тендера обнаруживается и отставание от заявленного графика, и удорожание работ, но никто за это ответственности не несёт».
Тему отбора участников тендеров затронул в конце мероприятия и сам Даулетьяров, сказавший дословно следующее:
- Мы ежегодно передаем план закупок на предстоящий год министерству нефти и газа РК, и он публикуется на их сайте. Касательно тендеров - мы регистрируем только компании, способные выполнить наши условия. А в СМИ объявляем только о крупных тендерах, когда хотим привлечь больше народа. А потом все равно идёт процесс отбора лучших для участия в тендере. Наша задача по развитию казсодержания - не дожидаться будущих тендеров, а уже сейчас работать с предпринимателями, чтобы они были готовы, когда придёт время. У нас есть база данных, которая ежегодно пополняется. Сотрудники, которые проводят тендеры, отбирают в базе подходящие компании и привлекают их. Но и здесь идет отбор. Мы же все нормальные люди, у всех есть друг со школьной семьи, друг по студенческим годам, коллега по работе. Не все же 25 одноклассников с вами дружат по сей день, остались один или два, с которыми вы поддерживаете отношения. То же самое здесь: идет естественный отбор, когда мы отбираем самых лучших.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора