...Мне неведомо, что в мире том ином,
Куда ушёл великий наш Абай,
Эту песнь Табыла, эти строки
Будет помнить всяк из племени Адай.
Это строки из стихотворения первого казахского барда, поэта, композитора, деятеля культуры РК, выходца из посёлка Индерборский, ныне покойного Табылды ДОСЫМОВА (на снимке). О нелёгкой судьбе Табылды рассказывает его жена Карлыгаш ИБАТОВА.
Холодный декабрь
– Не все знают, что Табыл (многие так называли поэта.– Л. К.) был участником декабрьских событий 86-го года. Что он сам рассказывал об этом?
– Табыл тогда учился на факультете журналистики КазГУ. В тот день он должен был быть свидетелем жениха на свадьбе, но повсюду только и говорили, что вечером молодёжь собирается на центральной площади, и он тоже пошёл. Когда военные стали избивать людей, Табыл получил сильный удар дубинкой в лицо, стал выбираться из толпы, но тут ему в спину вонзилось что-то острое. Удар, к счастью, был не смертельный, но шрам остался на всю жизнь.
– Его преследовали?
– Когда начались массовые отчисления из вузов тех, кто был на площади, отчислили и Табыла, случайно попавшего в кадр фотографа. Он вернулся в родной Индерборский, начал работать в сфере культуры. В 1987 году его вновь приняли в университет.
Табыл всегда говорил: «Казахские степи бескрайние, но Индер для меня нечто особенное». Он был единственным ребёнком в семье, поэтому не мог оставить своих родителей одних, и остался жить в Индерборском.
Аким и поэт
– Говорят, Табыл часто конфликтовал с властями?
– Он был слишком прямолинейным, открыто высказывал своё мнение, часто не совпадающее с общим. И это многим не нравилось. Местные власти не оценили по достоинству ни его искусство, ни его самого. У Табыла было много друзей, они приезжали из всех городов Казахстана, и это очень не нравилось властям.
– В чём была суть конфликта? Ведь известно, что его отношения с районной властью были довольно натянутые...
– Я бы даже сказала, что аким преследовал Табыла, возглавлявшего в то время районный отдел культуры. Его изводили эти постоянные проверки. У Табыла было много друзей – людей искусства, но когда они приезжали, Табыл не мог выйти с ними куда-нибудь, он находился как бы под домашним арестом.
Конфликт с акимом был серьёзным, Табыл не спал ночи напролёт. Сильным потрясением стало лишение его служебной машины, которое совпало со смертью его матери.
В 2010 году в областном центре на смотре районной художественной самодеятельности Индерский район занял второе место. В этом успехе была большая заслуга Табыла. Рассказывают, что публика была в восторге, когда на этом концерте Табыл спел под гитару свою песню «Мой Индер».
Спустя неделю должен был состояться концерт в Индерборском, но аким не разрешил выпускать Табыла на сцену. У них был разговор на повышенных тонах, аким вызвал полицию, и Табыла забрали в отделение на освидетельствование. Алкотест дал отрицательный результат, и его отпустили домой.
Этот случай сильно отразился на душевном состоянии Табыла. Его увезли на полицейской машине на глазах у всех... Это ли не позор и бесчестие?! И когда он рассказывал мне об этом, на его глазах были слёзы. Более всего его угнетало то, что аксакалы аула не встали на его защиту. Он почти не ел, всё время был погружён в раздумья. Выступление в Атырау, как потом выяснилось, стало прощальным. 16 октября 2010 года Табыла не стало. Ему было всего 45 лет.
«Он знал, что не проснётся»
Семья Табылды ДОСЫМОВА– Песни Табыла такие грустные и печальные...
– Он был большим мечтателем. Баловал своего единственного сына Абыла. И как будто торопился жить, предчувствуя свой ранний уход. Выходит, он знал, что однажды уснёт и не проснётся. Он даже стихи об этом написал.
– Он был хорошим мужем и отцом?
– Очень! Он одинаково любил своих четверых детей, ухаживал за своим престарелым отцом. Он всё обсуждал с детьми, словно они взрослые. Помогал мне по хозяйству, прекрасно готовил, его коронным блюдом был плов.
– Говорят, нелегко быть женой поэта...
– Это не так трудно, если в семье царит взаимопонимание. Я делала всё возможное, чтобы Табылу было комфортно дома. Табыл уже был дважды женат, прежде чем мы познакомились. Его вторая жена, с которой они прожили чуть больше полугода, внезапно умерла, оставив ему двухмесячную дочь. Табыл торопился на обед домой, чтобы помочь матери Нагиме покачать люльку, и иногда так и уходил на работу, не успев перекусить. Именно тогда он начал писать, сочинять музыку к стихам Мукагали МАКАТАЕВА, Фаризы ОНГАРСЫНОВОЙ, Светкали НУРЖАНА, Туманбая МОЛДАГАЛИЕВА. У него не было возможности приобрести гитару, и он одалживал её у своего коллеги Замзама ДАУТОВА.
В 2000-ые годы Табылу очень помог Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ. Благодаря ему удалось выпустить первые сборники стихотворений «Жанарымның жарқылы» и «Ұнатамын мен сені».
– Многие сейчас впервые открывают для себя Табыла, ушедшего навсегда из этой, как он сам выражался, взятой «напрокат» жизни…
– Так и есть на самом деле. Как-то сын Абыл сказал мне: «Мама, если бы отец не ушёл из жизни, разве бы его почитали так, как сейчас? Ведь к Мукагали слава пришла только после смерти». Когда Табыла не стало, люди приходили толпами, чтобы выразить своё сочувствие. Недавно вышел диск с его песнями, что, конечно, не может не радовать. И всё же за полноценное исследование его творчества пока никто не взялся.
– Детям Табыла передался талант отца?
– Акбаян сочиняла стихи, но после того как вышла замуж и перебралась в Атырау, оставила это занятие. Айнамкоз учится на последнем курсе колледжа в Уральске. Абыл заканчивает 11 класс, Айгерим – 9 класс. Абыл в детстве мечтал стать инженером-строителем, но, видно, изменил своё решение. Он так же, как и отец, исполняет песни на различных мероприятиях. Я возлагаю на него большие надежды.
Ляззат КАРАЖАНОВА