14 ноября с. г. в результате этого ДТП на трассе Атырау – Доссор погибли 2 человека.Несмотря на капитальный ремонт автодороги Атырау – Кульсары, число ДТП со смертельным исходом и тяжелыми травмами ежегодно растет. Учитывая, что с будущего года в административном центре самого промышленного – Жылыойского района, признанном к тому же моногородом, начнется бурное строительство инфраструктуры, а скоро – и реализация Проекта будущего расширения ТШО, становится ясно, что одной автомобильной трассой здесь не обойтись.
СМЕРТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Итак, сначала статистика. Дорожный отрезок Атырау – Кульсары наложен сразу на две республиканские трассы: Актобе – Атырау – Астрахань и Доссор – Кульсары – Бейнеу.
По информации начальника штаба управления дорожной полиции ДВД по Атырауской области Армана МЕНДАЛИЕВА,за 11 месяцев прошлого года на трассе Актобе – Атырау – Астрахань в пределах нашей области совершено 11 ДТП, в которых погибло 14 человек и столько же было травмировано. За тот же период этого года на этой трассе произошло уже 17 ДТП. Число погибших опять 14, но раненых намного больше – 26.
На второй трассе Доссор – Кульсары – Бейнеу в 2011 году зарегистрировано 6 ДТП с 6 погибшими и 1 раненым. Но в 2012 году число ДТП увеличилось уже до 11. Погибли 12 человек, 4 – получили травмы.
Как утверждает А. Мендалиев, рост негативной статистики связан с внедрением с середины прошлого года новой методики, согласно которой сегодня дополнительно регистрируются все ДТП с получением пассажирами телесных повреждений средней тяжести. Ранее регистрировались только ДТП со смертельным исходом и тяжелыми травмами. Но как ни крути с этими методиками по раненым, смертей-то всё равно больше?
КТО НА ЧЁМ РИСКУЕТ
Сегодня Атырау с поселком Доссор Макатского района (90 км) и городом Кульсары (220 км) связывают автомобильная дорога и два неудобных железнодорожных маршрута: поезда сообщением МОСКВА КАЗ – ДУШАНБЕ (по понедельникам и пятницам) и АТЫРАУ – МАНГЫШЛАК ежедневно. Время в пути до Кульсары составляет от 5 с половиной до 6 часов. Стоимость билетов колеблется от типа вагонов: 543 тенге – общий, 1 035– плацкартный и 1 509– купейный.
В перевозке пассажиров по трассе участвуют маршрутные автобусы ТОО «Тенгизавтоколик», частные микроавтобусы типа «Газелей» и такси. Первые обслуживают население по графику, стоимость проезда – 1 000 тенге, но автобусы старые и некомфортные. Плюсы автобусов: отбывают по расписанию с автовокзала, едут с относительно невысокой скоростью и доезжают за 3-3,5 часа.
По словам кульсаринца Еркина – сотрудника нефтяной компании, из соображений безопасности он предпочитает и рекомендует родственникам добираться именно на таких автобусах. Жительница Атырау Марина придерживается другого мнения:
– В ноябре поехала к родственникам в Кульсары. По совету родных взяла билет на рейс в 18 часов. Автобус оказался старым, сиденья рваные и грязные. Но больше всего напугало техническое состояние автобуса. Из-за того что не работала печка отопления, автобус останавливали через каждые 20-30 минут, чтобы протереть запотевшее лобовое стекло. При том, что уже стемнело.
Как рассказали мне на автовокзале г. Атырау, основной поток пассажиров наблюдается в пятницу, предпраздничные и праздничные дни. Бывает, что в будние дни автобусы уезжают полупустыми.
Средняя стоимость поездки на микроавтобусах – 1 500 тенге и 2 000-2 500 с человека – на легковых автомобилях. И все водители давно уже отмечают растущую загруженность трассы, особенно на участке Атырау – Карабатан. Напомним, в этом районе заканчивается строительство завода «Болашак», строится газохимический комплекс и планируется развернуть Свободную экономическую зону (СЭЗ).
МЫ ЧУЖИЕ НА ЭТОМ ПОЕЗДЕ ЖИЗНИ
Исходя из вышеизложенного, не пора ли организовать регулярный местный маршрут Атырау – Доссор – Кульсары по железной дороге? Кстати, один такой уже есть, но только – для работников ТОО «ТШО», и маршрут обслуживает ТОО «Пассажирская компания «Туран Экспресс»».
Необходимость введения пригородного маршрута назрела и в направлении Актобе. Из-за бездорожья добраться зимой до населённых пунктов отдалённого Кызылкогинского района можно только по железной дороге. Видимо, поэтому в этом направлении наблюдается постоянный дефицит билетов.
– Зимой из-за снежных заносов или в гололед многие люди ради безопасности пересаживаются на поезд. Есть и пассажиры с маленькими детьми, которым неудобно ездить в машине. И учитывая, сколько людей погибло и гибнет на дороге даже в летние месяцы, введение регулярных пригородных поездов в удобное для населения время – хорошая идея. Но без участия акимата этот вопрос не решить,– прокомментировали железнодорожники.
– Сомневаюсь, что наши люди пересядут на поезда. И, насколько мне известно, введение пригородного маршрута до Кульсары даже еще не обсуждалось,– говорит замакима Жылыойского района Нурадин ЖУМАШЕВ.
Узнать позицию областного руководства по данному вопросу пока не удалось. Тем временем есть печальная статистика ДТП, и все дорожные риски для граждан растут вместе с реализацией крупных проектов. Лично я уже дважды попадала в аварии, когда таксисты не справлялись с управлением на этой скользкой и сильно загруженной трассе. А вот Алма, ближе к пенсионному возрасту переехавшая из Кульсары в Атырау, трижды была на грани смерти:
– За какие-то 5 лет меня дважды увозили после аварий в больницу, делали операции. В третий раз я смогла сама вылезти из разбитой «Газели» и окровавленными руками собирала свои бумаги и документы. Если бы пустили поезд в 7 часов вечера по пятницам и воскресеньям из Атырау в Кульсары и наоборот, уже было бы легче. Мы же много не просим у власти, зато сколько людей спасли бы от смерти.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА