27 ноября в здании ТШО прошли общественные слушания по итогам выполнения Тенгизшевройлом Плана природоохранных мероприятий на 2012 год.
ЧТО ТАМ С 37-й?
По уже сложившейся традиции на мероприятиях такого рода та часть слушателей, что прибыла из Жылыойского района, вместо вопросов на заданную тему поднимала всё больше социальные проблемы. Уже в который раз аксакалы района говорили о дефиците питьевой и технической воды, дороговизне газа и др.
Уже после слушаний председатель НПО «Мегаполис» Наталья ИВАСКЕВИЧ отметила явную формальность мероприятия:
– Люди были приглашены, чтобы потом Тенгизшевройл в своих отчётах мог написать, что прошли слушания. И ещё: нельзя проводить общественные слушания в месте, куда трудно пройти, где пропускная система, охранники останавливают.
Опять же по традиции тон слушаниям задали представители экологических НПО. Их интересовало, на чьём балансе находится печально известная скважина №37:
– Мы должны хорошо знать состояние этой скважины. Не дай бог она «заговорит». Если что-нибудь случится, то катастрофа не ограничится Жылыойским районом и даже Атырауской областью.
Как ранее заявлял председатель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ, скважину надо тщательно обследовать, окончательно и качественно зацементировать.
Напомним, в результате аварии на скважине №37 с июня 1985 по июль 1986 года сгорело 3,4 млн тонн нефти, 1,7 млрд кубометров газа, в том числе 516 тысяч кубометров сероводорода. А специалисты доказывали, что под цементным мостом в скважине происходит интенсивное перераспределение оставшегося бурового раствора и природных флюидов – нефти, пластовой воды, газа. Это приводит к повышению и без того высокого пластового давления, поэтому меняется структура труб и цементного «камня» вокруг них – они растрескиваются и разрушаются. Немалое воздействие на этот процесс оказывает сероводородная коррозия труб, разъедающая металл.
На этот вопрос представители ТШО ответили, что с момента образования совместного предприятия в 1993 году Тенгизшевройл взял на себя ответственность за эту скважину, и она находится под постоянным контролем.
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
Директор Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА упрекнула ТШО в том, что только к 20-му, юбилейному для себя году предприятие сократило потребление дефицитной сегодня Кигачской воды (из трубопровода КазТрансОйла). На что последовал ответ, что в будущем году ТШО намерено начать исследования по возможности использования для технических нужд опреснённой морской воды.
Ещё одна тема – условия хранения серы. Представители ТШО сообщили, что по Программе мониторинга тестовых серных карт, запланированной на 2012-2015 гг., предполагается сооружение 5 экспериментальных серных блоков (3x3x1,5 м) и применение 4 различных опытных видов покрытия.
Занятно прозвучал ответ менеджера ТШО жылыойцу, отметившему резкий запах от цистерн с тенгизской нефтью во время стоянок на железнодорожных тупиках. Менеджер из Канады заявил, что запах нефти для него привычен:
– Я вырос в Калгари, где ветром до нас частенько доносило запах нефти. От него мало побочных эффектов. У меня с тех пор и до сих пор нет проблем со здоровьем.
Но проблема в том, что Жылыой и Калгари –разные вещи. В Калгари огромные площади заняты парками и аллеями, а сам город находится достаточно высоко (около 1 000 м) над уровнем моря.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Замечания по Общественным слушаниям компании ТШО
По Плану природоохранных мероприятий на 2012 г. Выполнение.
Неправительственные организации Атырауской области направляют свои замечания по проведению Общественных слушаний.
1. По процедурам проведения ОС:
1.1 общественные слушания никак не соответствовали ни формату, ни требованиям международного законодательства и законов РК относительно проведения Общественных слушаний: во-первых, они проводились в административном конференц-зале самого предприятия вместо использования нейтральной площадки. Во-вторых, сами материалы слушаний, раздаточный материал общественность и НПО получили в момент их проведения. в-третьих, не было широкого оповещения об их проведении ни в СМИ, ни в электронных масс-медиа;
1.2 Считаем, что ТШО должна взять на себя ответственность и проводить работу с населением до Общественных слушаний, не только размещая материалы в доступном месте, но и проводя обучение, разъяснение и встречи с общественностью, что позволит общественности более качественно участвовать на общественных слушаниях, а компании уменьшить время получения согласования.
2. По материалам презентации:
2.1 не был проведен анализа по динамике изменения экологической ситуации в регионе, как вокруг Тенгизского месторождения, так и по состоянию Окружающей Среды в Жылыойском районе;
2.2 в разделе «Охрана атмосферного воздуха» в сопроводительной справке была представлена диаграмма по Снижению удельных эмиссий в атмосферу, при этом никаких пояснений к данной диаграмме в справке не содержится. Не понятно, как и относительно чего просчитывались эти удельные выбросы. Кроме того, приводить в качестве примера удельные, а не совокупные выбросы в качестве показателя снижения эмиссии вредных веществ в атмосферу от ТШО считаем некорректно, поскольку эти данные дезавуируют истинное положение с загрязнением окружающей среды региона и не дают объективной картины эмиссий по совокупному загрязнению атмосферы и по отдельно взятым ингредиентам, которые также разнятся по интенсивности воздействия на окружающую среду , и по кумулятивному эффекту.
2.3 проект ОВОС устарел для Тенгизского производства: когда-то делался ОВОС по каждому заводу отдельно: ОВОС сделан по отдельности для ГПЗ (построен и работает с 1993 года), рядом работает Завод второго поколения (ЗВП), у которого тоже свой ОВОС. А суммарно воздействие на окружающую среду региона от всех заводов, работающих сегодня на Тенгизском месторождении, никто не считал. На месторождении предполагается осуществление Проекта Будущего расширения (ПБР). Но при этом в суммарном объеме общую оценку воздействия всего Тенгизского месторождения на окружающую среду региона никто не подсчитывал: досконально не изучено ВЛИЯНИЕ уже существующих заводов на окружающую среду региона, их совокупное воздействие. В этой связи необходимо пересмотреть ОВОС для всего Тенгизского месторождения, равно пересмотреть и размер санитарно-защитной зоны (CЗЗ) Тенгизского месторождения, обозначив совокупное воздействие всех работающих на Тенгизе заводов и определив новые границы переноса вредных выбросов в данной зоне с соответствующим переносом и границ СЗЗ;
2.4 Необходимо провести модернизацию всех СНОСов на Тенгизском производстве. СНОСы устарели и при аварийных остановках оборудования и отключениях электроэнергии, также отключаются и на выходе показывают нулевые индикаторы. Почему? Потому что там тоже одновременно отключается питание. При установке этих станций надо учесть автономное электропитание или генератор. Особенно в свете введения в строй нового завода (ПБР). И потом непонятно, почему на начало пуска завода СНОСов было 32, а теперь после расширения производства их осталось только 12? Общественность считает, что СНОСы необходимо установить не только вокруг заводов ТОО «Тенгизшевройл», но по всему периметру г. Кульсары (по аналогии как это сделала компания Аджип ККО в г.Атырау).При этом определить, какие вещества надо контролировать и предусмотреть передачу данных в он-лайн режиме. В том числе и для заинтересованной общественности и НПО;
2.5 Аварийные выбросы: за 5 лет на ТСО произошло до 700 случаев аварийного сброса и сжигания кислого газа на факелах. Идет превышение выбросов и загрязнение ОС региона. Как эти вопросы находят свое отражение в проекте природоохранных работ по TCO и как решение этой проблемы нашло свое отражение в выполнении ППМ на 2012 год? Как будет решаться этот вопрос в дальнейшем? Если разделить эти 700 случаев на пять лет, получается 140 инцидентов в год или через раз отмечаются на ТШО аварийные сбросы и дополнительное сжигание на факелах кислого газа! Но при этом TCO говорит нам о снижении загрязнении атмосферы…О каком снижении идет речь, если факты говорят об обратном? Как говорится, без комментариев…;
2.6 В ППМ 2012 года, да и в последующие годы ничего не сказано об установке очистных сооружений (ОС) или фильтров для контроля и улавливания вредных выбросов от производства. У нас сейчас по области ежегодно осуществляется до 100 000 тонн вредных выбросов от стационарных источников. Мы не говорим о передвижных источниках. Из валового выброса 85% приходится на нефтегазовую отрасль, и прежде всего на энергетические компании. В свою очередь 70% от этих валовых выбросов составляют общие выбросы ТШО. Получается, что ТШО играет доминирующую роль по выбросам в области, а фильтров даже по официальным данным госстатистики и контролирующих органов – нет!!! Сейчас на Тенгизе работают два завода, хотят построить третий Проект будущего расширения (ПБР), а фильтров на существующих заводах нет. Почему? И предусматривается ли использование новых технологий эффективной очистки вредных выбросов в планы ППМ ТСО на будущие годы? И какие конкретные технологии предусматриваются, хотя бы на уровне проектирования?
2.7 Озеленение. За 20лет эксплуатации Тенгизского месторождения TCO потратило незначительные средства на озеленение поселка Новый Kаратон. Хотя завод ТШО работает с 1993 года, и уже должен был разбить лесополосы или зеленое кольцо вокруг Кульсаров и наиболее густо населенных поселков Жылыойского района. Этого требует в том числе и законодательство РК, тот же Экологический Кодекс нашей страны. Этот вопрос не раз поднимался и контролирующими органами, и общественностью.Однако вопрос так до сих пор не решен. Но без «зеленого строительства» ни о каком расширении производства, ни настоящим, ни будущим не может быть и речи. Одновременно надо будет решать и вопрос водоснабжения. Хотя бы проектирование надо будет заложить в ППМ, чтобы в 2014 году при защите проекта перед контролирующими органами отстоять статус данного проекта озеленения, не как социальный проект, а рассматривать его как план природоохранных мероприятий.
2.8 По воде: на производственные нужды ТШО забирает из Кигашского водовода 15000 м3 пресной питьевой воды, фактически 15 тонн. За счет введения КОС в производство собираются сократить потребление крайне дефицитной питьевой воды в условиях полупустыни на 25% или на 3600 м3 за счет введения оборотного водоснабжения. Но это очень малый объем. По-прежнему ТСО будет использовать природозатратные технологии и по-прежнему будет забирать из водовода большие объемы пресной воды, которой реально сегодня не хватает для обеспечения населения г.Кульсары и вновь отстроенного поселка Жана Каратон, где продолжается почасовая подача воды населению. Надо эту проблему решать кардинально за счет поиска альтернативных источников водообеспечения . TCO сегодня полностью зависят от водовода с р.Кигач. Водовод этот уже изношенный. Предлагалось руководству TCOпересмотреть вопрос водопользования еще во время выездной коллегии областной комиссии по ООС в 2011г. Тогда же было предложено изучить использование морской воды для производственных нужд завода на Тенгизе. Морская вода – не только соленая, там есть и зоны абсолютного пресноводья. Поэтому надо изучить этот вопрос с последующей разработкой в ППМ. Но для начала в ППМ должен быть включен хотя бы проект изучения использования морской воды на производственные нужды TШO, ну а в дальнейшем по планам природоохранных мероприятий должны быть построены опреснители для использования морской воды. Опреснители существуют в г. Актау, которые показали свою эффективность и вполне обоснованную приемлемость. Поэтому в ППМ TCO необходимо включить проект первоначального изучения использования морской воды с последующим использованием в производстве.
2.9 Проблемы с серой: У TШO есть такая система - блок дегазации серы, который довольно часто выходит из строя, поэтому кондиционная сера превращается в некондиционную. Что делается на ТСО, чтобы преодолеть эту проблем? Кроме того, в ходе слушаний так и не удалось выяснить, почему при росте нефтедобычи, объемы производства серы сокращаются. Значит ли это, что большие объемы сырого газа закачиваются в подземные горизонты? Однако, какие объемы и как технологически решается эта проблема во время слушаний выяснить не удалось. Относительно материалов по покрытию серных карт был дан ответ, что только с октября проводится исследование и пока нет возможности ответить, какой материал более эффективен для герметичности и удержания серной пыли. Все говорят, что сера безопасна. Да, если комовую серу хранить, это не так уж и страшно. Самый большой вред оказывается при наливе серы. Почему бы ТСО не усовершенствовать эту систему и не применять в том числе передовые технологии? Мы изучали Кашаганский проект в связи с производством и хранением серы, там совершенно иная будет применяться технология. Там не будет применяться открытый налив серы на серные карты нет. Почему TCO этот вариант не предусматривает при производстве серы? Удивительно, что Кашаганский проект, и проект ТСО разработан одной и той же компанией, кажется, Уорли Парсонс, а подходы и технологии разные.
2,10 ТБО – почему ТШО делает захоронение своих ТБО, отчуждая землю для этих целей, а не способствует строительству завода по их переработке в г. Атырау? Или передает их сервизным предприятиям, которые свозят их на городские свалки, этим способствуя загрязнению воздуха?????
Вывод:
Отчет по выполнению ППМ на 2012 г. считать не эффективным, т.к.
1. Презентация носила декларативный характер и не позволила общественности в полной мере получить необходимую информацию,;
2. Не было разделения мероприятий на технологически необходимые, без проведения которых предприятие может прекратить свою деятельность и мероприятия, которые действительно относятся к мероприятиям по улучшению состояния окружающей среды, но без проведения, которых предприятие в принципе может работать.;
3. Общественность, особенно жители Кульсары, не имеют представления о теме проведения Общественных слушаний;
4. Не были приведены диаграммы по эффективности проведенных мероприятий;
5. Не корректно во время проведения Общественных слушаний по ППМ поднимать социальные вопросы.
Рекомендации:
Учет общественного мнения считать не эффективным и рекомендовать компании ТШО провести более эффективные общественные слушания по данной теме с учетом всех замечаний общественности.