К истории одного запроса
Депутатский запрос на имя премьер-министра РК новоиспеченного депутата мажилиса парламента Талгата ЕРГАЛИЕВА (включенного в список депутатской фракции «Ак Жола» вместо находящегося сейчас в розыске Аманжана РЫСКАЛИ) на тему спасения реки Урал вызвал не поддержку, а недоумение со стороны мажилисменов от нашего региона.
«ОН УРАЛА В ГЛАЗА
НЕ ВИДЕЛ!»
В частности, в запросе Ергалиев просил рассмотреть вопросы, связанные с пропуском воды из Ириклинского водохранилища (Россия), предложил придать акватории Урала статус особо охраняемой природной территории, рассмотреть вопрос о выделении средств на мелиоративные работы, а также пересмотреть в сторону увеличения штаты рыбных инспекций региона.
Нас удивило, что среди подписавших запрос (а подписали его соратники Ергалиева по партии «Ак Жол» во главе с Азатом ПЕРУАШЕВЫМ) мы не нашли ни одного депутата от нашей области. Мы связались с одним из них – членом фракции НДП «Нур Отан» (он почему-то попросил не называть его фамилию). Вот что он сказал:
– Честно говоря, когда я услышал на сегодняшнем заседании этот депутатский запрос, я был удивлён. На протяжении последних трёх лет депутаты от нашей области поднимали этот вопрос на уровне президента. А тут пришёл депутат, которому без году неделя и который в глаза не видел Урал, и делает такой запрос. То, что он говорит в своём запросе, смешно. Если говорить конкретно о проблемах, есть специальное президентское поручение создать межгосударственный комитет по трансграничным рекам, который занимался бы проблемами не только Урала, но и Иртыша. Поэтому сейчас это главный вопрос. Проблемы по Ириклинскому водохранилищу, которые озвучивает депутат, – это старая информация. Мы, и уральские, и атырауские депутаты, были удивлены…
Со своей стороны мы хотим провести в парламенте круглый стол по вопросу создания межгосударственного органа с участием Минсельхоза, министерств экологии, экономики и транспорта, а также представителей Оренбургской области.
А то, что предлагает депутат, – увеличить штат рыбинcпекторов, от этого поголовье осетровых не увеличится, только коррупционеров станет больше. Лично я никогда не видел, чтобы хоть один рыбинспектор у нас честно работал. Лучше бы об увеличении осетроводческих ферм сказал. И вообще, у нас не принято депутатам одного региона лезть в проблемы другого региона.
«УГЛУБЛЯЕМ ДНО»
Заместитель начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования по Атырауской области Орак БИСЕМБИЕВ:
– Ежегодно на Урале проводится определённая работа. Правительство РК дало поручение министерству охраны окружающей среды разработать комплексный план по оздоровлению реки Урал. Мы внесли в этот план конкретные предложения. Однако российская сторона затягивает с этим вопросом. Не дожидаясь их согласия, казахстанская сторона приняла определённые меры. К примеру, в 2010 году министерство охраны окружающей среды выделило на дноуглубительные работы 1,7 млрд тенге. Разработан комплексный план, эти средства должны быть освоены в течение 4 лет. (Кстати, тендер на эту сумму выиграл небезызвестный МунайКурылысСервис. – С. Т.)
Что касается вопроса по Ириклинскому водохранилищу, мы являемся членами российско-казахстанской комиссии по трансграничным рекам, и на наш взгляд, сток воды в весенний период связан скорее с цикличностью погодных условий. По словам директора Ириклинского водохранилища, в паводковый период они пропускают максимальный уровень. Мы склонны ему верить, поскольку последние 6 лет маловодные, но кризиса по воде вроде бы не ощущаем.
Второй вопрос, который ставят депутаты – о переводе реки Урал в особо охраняемую природную территорию, я считаю, он не нужный. Поскольку с 1974 года Урал относится к заповедной зоне.
О мелиоративных работах я уже сказал, кроме того, министерство транспорта и коммуникаций ежегодно выделяет средства на дноуглубительные работы на Урало-Каспийском судоходном канале (он начинается от города Атырау до устья и далее вглубь моря, длина 56 км).
СЛОВА, СЛОВА…
Проблемы Урала уже ставились перед Ахметовым, когда он приезжал к нам в должности первого вице-премьера РК. Ему говорили об ухудшении гидрологического режима Урала и его притоков, о дноуглубительных работах, которые не проводились последние 40 лет, о сложной ситуации на Урало-Каспийском судоходном канале, глубина которого на некоторых участках составляет 1 метр.
Для радикального решения проблемы паводков чиновники предложили строительство Урало-Аксайской оросительной системы, наподобие Урало-Кушумской. В рамках проекта предлагалось построить 2 водохранилища по 50 млн кубометров каждое. Но тогда вице-премьер предложил обратиться с данным предложением к представителям науки, чтобы те дали экспертную оценку идее, а средства изыскать в местном бюджете.
Таким образом, проблемы реки Урал остаются нерешёнными. Но если депутаты и чиновники будут только спекулировать ими, меряясь компетентностью, Урал действительно перестанет впадать в Каспийское море.
Сауле ТАСБУЛАТОВА