Атырау, 12 января 13:10
 ясноВ Атырау -2
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

На своей волне

8 590 просмотров

В центре города, за остановкой «Светлана», стоит дом. На его крыше возвышается огромная многометровая самодельная конструкция. Её владелец, не выходя из собственной квартиры, может связаться по радио с любым городом страны, с собеседником с другого континента, с полярными станциями и даже с космонавтами на орбите.

С ПОДАЧИ «КОМСОМОЛКИ»

Выйти на прямую связь с любым обитателем земного шара – теперь, когда есть интернет, этим уже никого не удивишь. Однако ещё недавно такое общение было привилегией лишь радиолюбителей. К слову, такие энтузиасты не перевелись до сих пор. Знакомьтесь, Темирхан ХАКИМОВ.

Суперантенну он собрал вместе со своими друзьями, энтузиастами-радиолюбителями в 2005 году. А увлекается радиоделом ещё с детства. Как-то в 7 классе ему на глаза попалась газета «Комсомольская правда» со схемой транзисторного радиоприёмника. Глаза у мальчугана загорелись. Кое-какие детали он приобрёл в гурьевских магазинах техники, недостающие выписал из Москвы. Когда приёмник поймал первую волну, Темирхан понял, что радиолюбительство – это на всю жизнь.

Чуть позже он получил свой личный позывной, который и по сей день остаётся с ним. В радиоэфире его все знают как UN1О.

12 ДРУЗЕЙ ХАКИМОВА

Стены его комнаты, выполняющей роль радиорубки, увешаны дипломами и медалями. Самое любопытное, что он не единственный такой в Атырау – продвинутых радиолюбителей в городе ещё 12. Но Темирхан что-то вроде старшего товарища. А ещё он директор филиала республиканской федерации радиоспорта, а ещё работает в ТШО. Всё успевает.

– Шум эфира – это бальзам на душу, – говорит сын Темирхана Амир, который так же, как и его отец, «болеет» радио. – Мобильники, интернет, скайп – это совсем другое. Тот, кто занялся радио, очень редко бросает это дело.

Среди приборов в рубке есть и настоящий раритет – телеграфный ключ. Чтобы окончательно меня поразить, Темирхан отстукивает свои позывные на передатчике эпохи Попова. Сквозь шум радиоволн ему отвечают таким же манером.

– Это мой знакомый из Японии, – поясняет он. Пик-пик-пик… пик-пик… – Привет, дружище!

– А давайте с космосом свяжемся?!

– Чисто технически это очень даже возможно. Но вряд ли на космической станции сидит такой же, как я, радиолюбитель.

Ну, тогда с другим континентом…

В течение некоторого времени Темирхан, произнося сущую тарабарщину, связался сначала с Алексеем из Украины, потом с Харуто из Японии, с Георгием из Румынии и под занавес – с Владимиром из Атырау. Языкового барьера между радиолюбителями не существовало. На ломаном английском ребята говорили о погоде, о делах, а потом, поблагодарив друг друга за общение и внимание, прощались.

Что такое «си кью, си кью, си кью юнайтед нэнси уан оска»? – наконец попыталась выяснить значение произносимой время от времени тарабарщины.

– CQ– это общий вызов «всем, всем!». Остальное – мой позывной UN1О – говорю словами, чтобы меня поняли. Для русскоговорящих я говорю «си кью ульяна николай один ольга».

ОХОТА НА ЛИС

Как выяснилось, 12 друзей Темирхана Хакимова регулярно участвуют в международных соревнованиях по спортивной радиопеленгации, которая на их жаргоне называется «охотой на лис».

– Во времена СССР спортивная радиопеленгация курировалась ДОСААФ как военно-прикладной вид спорта, – говорит Хакимов. – Предполагалось, что во время войны «охотники на лис» будут заняты поиском диверсионных групп, вражеских передатчиков в нашем тылу. В последний раз на такое состязание я выезжал в посёлок Боровое в Акмолинской области. Вот это я понимаю – адреналин… Это довольно сложный спорт, кроме физической подготовки – а бегать по лесной местности надо быстро, но аккуратно – настоящему лисолову нужно уметь пользоваться компасом, читать спортивную карту, ориентироваться на местности, знать азбуку Морзе для приёма и идентификации позывных... Вот, теперь жду не дождусь следующих соревнований, которые пройдут в Кокшетау в 2014 году. Частенько участвую и в международных соревнованиях.

– Позывные моего отца все знают, – в голосе сына истинная гордость. – В международном конкурсе, бывает, участвуют до 5 тысяч радиолюбителей со всего мира. UN1О занял в 2009 году первое место среди 6 стран-участниц. Казахстан-2009 – тоже первое место. Конкурс Азии – первое место. Да тут вся стена увешана, и не перечислишь…

НАШ ЧЕЛОВЕК В АФРИКЕ

– В других городах Казахстана таких, как вы, много?

– Мы везде есть, почти в каждом городе, в каждой стране. Просто нас не видно – мы на своей волне. Кстати, среди радиолюбителей есть такой негласный вид соревнования: связаться с каждой страной мира. Вся загвоздка в том, что не в каждой стране, к примеру в Африке, есть возможность купить аппаратуру. А связаться же как-то надо! Тогда в страну отправляется человек, настраивает волну, и мы связываемся. А в доказательство есть специальные карточки, где обозначено точное время и место связи, позывные и прочие данные. Я свои карточки-квитанции бережно храню. На моём счету уже 142 страны.

– А сколько всего стран нужно «сработать»?

– Около 200. Очень многие ребята интересуются радиоспортом, по возможности учу. Так приятно, когда у детишек глаза загораются. Раньше, во времена СССР, в Гурьеве были специальные кружки радиолюбителей при ДОСААФ. Станция юных техников, дом пионеров… Золотые были времена для развития молодёжи. Вот если бы новый аким создал что-то подобное, я бы с удовольствием взялся за это дело.

Помните комедию с Харатьяном: там радиолюбитель вмешивался в разговор президентов России и США, перехватывал секретные телеграммы. В реальности это возможно? Есть ли какой-то контроль?

– Есть, конечно. Существует международное агентство по выдаче частот. Радиолюбители ходатайствуют об оформлении разрешения на ту или иную категорию – от низшей до высшей, которая присваивается самым опытным.

ПОЦЕЛУЙ В ЭФИРЕ

А что насчёт кодекса поведения радиолюбителей?

– А как же без него?! Есть определённые правила радиосвязи: начинающие их изучают, сдают экзамены. Мало просто выйти в эфир, надо уметь правильно это делать. Существуют правила: допустим, ты называешь позывной корреспондента, называешь свой позывной – и только после этого идёт диалог. Диалог может быть о чём угодно, если связь чистая: об аппаратуре, о погоде, об огороде…

У нас также есть определённые коды. К примеру: GL (goodluck) – это значит «желаю удачи»; HW? (how?) – «как»? В смысле «как дела? как меня слышите? как приняли?»; SPB – «спасибо» или TKU («thankyou»). Можно и пофлиртовать: 88 означает поцелуй (шутка, передаётся женщине), HI (laughing) – выражение смеха. Можно и поссориться: 99 означает – не хочу с вами работать, аналогично русской фразе «идите на ...», одно из грубых выражений в радиолюбительском эфире. Ну, это редко.

Ну, тогда TKU, UN1О, и GL.

– TKU, HI.

Анастасия ПАСТУХОВА

Фото автора

22 ноября 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.