
Сегодняшнее выступление президента Касым-Жомарта Токаева на Национальном курултае в Кызылорде стало неожиданным продолжением анонсированной ранее конституционной реформы. Как отметил политолог Данияр Ашимбаев, задержка с публикацией текста речи и трансляцией говорит о том, что над документом работали буквально до последней минуты.
«Президент, как человек читающий и пишущий, очень тщательно подходит к текстам своих выступлений. Чем значимее речь, тем больше усилий она требует. Некоторые стратегические инициативы озвучиваются в самый последний момент — так, чтобы никто не успел повлиять на финальную редакцию», — пишет Ашимбаев.
По его мнению, предложение о конституционной реформе, впервые озвученное Токаевым в сентябре 2025 года, стало именно таким неожиданным шагом, цель которого заключалась в том, чтобы убрать из повестки вопрос транзита власти. Несмотря на то, что срок полномочий главы государства тогда только начинался, инициатива создала ощущение выверенной и долгосрочной политической стратегии.
«Образ “хромой утки” улетел, а вернулся, так сказать, уверенный в себе и строящий сложные планы дядюшка Скрудж», — образно описал происходящее политолог.
Однако, если изначально предполагалось, что обсуждение реформ затянется на полтора года, Токаев вновь перехватил инициативу и неожиданно перенёс заседание Курултая на январь, представив там обширный пакет новых идей.
Среди них — идея создания Народного совета, который должен объединить функции Сената, Ассамблеи народа Казахстана и самого Национального курултая. Это предложение, считает Ашимбаев, стало ответом на критику в адрес возможного отказа от двухпалатного парламента.
Особое внимание политолог обратил на возобновление института вице-президента, о котором президент упомянул в своей речи. По словам Ашимбаева, это «адекватная замена» прежней схеме, при которой спикер Сената временно исполнял обязанности президента.
«Но между должностью вице-президента и статусом преемника — огромная разница, о чём многие забывают. Кто, когда и в каком порядке будет назначен — остаётся открытым вопросом», — отмечает он.
При этом политолог подчёркивает, что ключевым моментом выступления Токаева стала не структура власти, а его размышления о будущем страны, зафиксированные в предложениях по изменению преамбулы Конституции:
«Следует более четко прописать наши национальные ценности, чтобы они стали незыблемыми, сколько бы времени ни прошло. В ней также должны найти конкретное отражение глубокие корни цивилизации и государственности на казахской земле. Так мы твердо заявим о преемственности нашей страны с великими государствами Великой степи. Кроме того, нам нужно закрепить в Конституции положение о том, что высшей целью мы ставим построение Справедливого Казахстана, которая будет достигнута».
Как резюмирует Ашимбаев, речь президента продемонстрировала не только стратегическое мышление, но и готовность к долгосрочным изменениям. «Токаев, как видно, планирует реформировать страну ещё долгое время и имеет вкус к политическим стратегиям, которые бы обеспечивали эту возможность», — заключил политолог.
В Атырау -12