Cегодня мы беседуем с человеком-легендой, известным футболистом 70-х годов Канатом ГАЛЯМОВЫМ (на снимке).
МАСТЕР «СТАНДАРТОВ»
–Канеке, в свое время вы были ведущим игроком областной футбольной команды. Расскажите, как вы стали «звездой»?
– У нас вообще спортивная семья. Мой старший брат Серик Галямов, известный тренер по волейболу, был капитаном сборной Казахского ДСО «Трудовые резервы». Мы учились в школе имени Абая. Я тоже занимался волейболом, но в 6 классе ушёл в футбол из-за маленького роста.
Каждый день после тренировок я оставался один на поле и учился закручивать мяч со штрафного. Так стал неплохим исполнителем стандартных положений. В 1968 году я закончил школу, а уже через пару дней за мной приехали тренеры команды «Нефтяник» из Нового Узеня.
Так, едва получив аттестат зрелости, я стал игроком в профессиональной футбольной команде. Ну, фактически профессиональной. В те годы в «Нефтянике» играли футболисты из Украины, Молдавии и Чечни, приехавшие туда за «длинным рублём» (в Новом Узене действовали коэффициенты к зарплате). В том же году в составе этой команды я стал бронзовым призёром первенства Казахской ССР.
Досье «АЖ»: Канат Мендешевич Галямов, 63 года, ветеран спорта, играл центральным хавбеком за команды «Нефтяник» (Новый Узень), «Каспий» (Гурьев), был директором стадиона «Нефтяник», заместителем начальника областного управления спорта, руководил работой областных спортивных обществ.
Ныне заведует кабинетом физического воспитания в колледже транспорта (бывш. СПТУ №7).
В 1969 году я играл уже за две команды – за «Труд» (Шевченко), который участвовал в «Кубке миллионов» СССР среди коллективов физкультуры, и «Нефтяник» (Новый Узень). Потом перешёл в «Труд». В декабре 1970 года я приехал в Гурьев в отпуск к родителям, и меня сразу же повели в областной комитет партии, стали уговаривать остаться и играть за только что созданную команду «Каспий». Я не будь дураком поставил условие – дайте квартиру. И вот, отыграв один сезон за «Каспий», я стал обладателем 3-комнатной квартиры в только что начавшем застраиваться микрорайоне Авангард. Мне тогда был 21 год, и я был профессиональным футболистом. А в трудовой книжке у меня было записано: «слесарь 6-го разряда домостроительного комбината треста Гурьевнефтехимстрой».
В команде я выполнял функции диспетчера. Бил все штрафные. Одно время травмировал голеностоп и продолжал играть на новокаиновой блокаде. В итоге сейчас хромаю. Заметно?
В первый же год «Каспий» получил право участвовать в первенстве Казахской ССР и в дальнейшем был там твердым середняком. В 1974 году команду расформировали.
КОМАНДА БЕЗ КОРНЕЙ
–А как создавалась команда «Прикаспиец»? Знаю, что вы принимали в этом непосредственное участие.
– В 1975 году я стал директором стадиона «Нефтяник». В 1978-м мне поручили собрать новую команду. Я совмещал должности директора, начальника команды и её тренера. В команде играли только местные ребята. Когда «Прикаспиец» отыграл первый круг, я пришёл к председателю областного спортивного комитета Утегену Ульжабаевуи сказал, что больше не могу совмещать должности, нужно искать тренера. Тогда из Алматы пригласили Алибека Амирова.
– В этом году команда «Атырау» была на грани вылета из Премьер-лиги. Скажите как опытнейший тренер, чего не хватает в игре или организации команды?
– В нашем футболе много подводных камней. Я не знаю, почему тренеры в нашей команде так часто меняются.
«Атырау» нужна надёжная подпорка – дети, юноши, юниоры, молодёжь. Ряды областной команды должны пополняться из местных. А у нас, например, с 2003 года среди училищ не проводилось никаких соревнований, в том числе полноформатных футбольных. Я не говорю о спортивных площадках 25 на 25 метров. Это не футбол, это «дыр-дыр», как мы, старые футболисты, его называем. Кто тренируется в этой клетке, когда выходит на большое поле – не может пас дать на 40 метров, сделать рывок на 60 метров.
В городе нет дворовых футбольных команд. Я, когда был директором стадиона, проводил турниры среди дворовых команд. На таких соревнованиях мы отбирали одарённых от природы мальчишек.
В Атырау острый дефицит футбольных полей. Стадион «Мунайши» к услугам только областной команды «Атырау», «Судоремотник» – база футбольного клуба, «Ривьеру» берём в аренду, скидываясь по 100 тысяч тенге с каждой команды-участницы городского чемпионата. Есть ещё одно поле в спорткомплексе АГУ. Только ректор не разрешает.
В Голландии в городке с населением 15 тысяч человек насчитывается 10 полноценных стадионов. Во время поездки мы посмеялись, мол, зачем вам столько? Они показали распорядок работы стадионов – они заняты с утра до позднего вечера. Почему мы не станем такой державой? Ведь всё для этого у нас есть.
МуратСУЛТАНГАЛИЕВ