Для того чтобы решить проблему безработицы, в последние годы было инициировано несколько государственных программ: Дорожная карта, Дорожная карта занятости-2020, Дорожная карта бизнеса-2020 и др. Насколько они оказались эффективными? Если судить по нашему региону, то не очень.
«ЭКОНОМНЫЙ» РАБОТОДАТЕЛЬ
Вкратце вспомним о судьбе нескольких направлений этих программ. Обучить и переобучить безработных на востребованные специальности не получилось. Наши профтехлицеи и частные учебные центры просто не справились с поставленной перед ними задачей – ввиду отсутствия современной теоретической и материально-технической базы. Что касается привлечения безработных на социальные рабочие места – широкого распространения эта практика не получила. Людей мало привлекает перспектива работать за 52 тысячи тенге, из которых потом ещё и вычтут налоги. А если к тому же недобросовестный работодатель решит на тебе сэкономить… У всех на памяти коррупционные скандалы во время реализации первой Дорожной карты (дело А. БАЯЗИТОВОЙ) и некрасивая история в первый год реализации Дорожной карты занятости-2020 в КГП «Атырау Су Арнасы» (в бытность начальником С. ЖУМАШПАЕВА), когда направленным из Центра занятости работникам недоплатили половину зарплаты.
ТЫ КТО ТАКОЙ?
Логично, что в условиях дефицита рабочих мест государство делает акцент на самозанятости, для чего и была разработана Дорожная карта бизнеса-2020. Но благое начинание и здесь разбилось о нашу жёстокую реальность.
Приведу данные опроса, проведённого недавно одной из крупных компаний среди предпринимателей Атырауской области. Задачей было выявить проблемы в реализации госпрограмм, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ).
Во-первых, это проблемы с банками. «Банки охотнее обслуживают транснациональные компании, а МСБ дают совсем мало или вообще ничего. Если ты подрядчик того же ТШО, тогда кредит без проблем, а так – ты никто», – один из наиболее распространённых ответов.
70% опрошенных назвали одной из главных проблем нехватку квалифицированных кадров. Вот мнение: «Идёт борьба за квалифицированных работников между нефтяными и нефтесервисными компаниями и малыми предприятиями, и проигрывают, естественно, малые. У нас 50-70% сотрудников ушли в нефтяные, нефтесервисные компании, потому что там заработная плата выше, социальный пакет лучше».
«КОРРУПЦИЯ ВЕЗДЕ»
Но главным тормозом для развития МСБ в регионе предприниматели назвали коррупцию, выражающуюся в непрозрачности проведения тендеров, коррумпированности госорганов и компаний (энергетических и добывающих), требования откатов при кредитовании.
«Коррупция везде. Если хочешь нормально работать, ты должен через это пройти, с кем-то поделиться. В больших фирмах то же самое. Если компания крупная, то руководитель может и не знать, что среднее звено коррумпировано. Хочешь зайти в компанию, стать поставщиком – отдел продаж выставляет определённые “условия”, и через это заходишь в компанию. И это сплошь и рядом», – мнение одного из предпринимателей. О 40% откатов недавно открыто заявил зампред НЭП «Атамекен» Бауржан БАЙМУХАНОВ: «Есть различные приёмы, позволяющие отсеять потенциальных конкурентов ещё на подступах к заветному тендеру. Представителей «неугодных» компаний могут не впустить в зал. Или из конкурсной документации “внезапно” исчезает какой-нибудь документ. Организаторы тендера могут сделать всё, чтобы в итоге победила “своя” компания».
ЗВОНОК ДРУГУ
Участники опроса не были чужды и неким социальным обобщениям. Многие респонденты, например, говорили об «инертности», присущей, по их мнению, местному населению. На их взгляд, это связано с тем, что регион всегда зависел от нефтедобывающей отрасли, и народ привык полагаться на государство или крупные компании, перекладывая на них ответственность за собственное благосостояние.
Сдается мне, что «инертно» не только население.
Пару недель назад в облакимате высадился десант из представителей министерства экономического развития и торговли и российских экономистов, в том числе был гендиректор компании «Росатом». Гости приехали в Атырау с благой целью: помочь в разработке концепции экономического развития региона на ближайшие годы. По их мнению, оптимальным вариантом стало бы создание инновационного нефтехимического кластера.
– Какие там инновации, когда у нас и основного производства-то нет. В магазинах в основном российская продукция. Даже молоко завозное. А вы говорите о высокотехнологичных проектах, – размышляли вслух атырауские чиновники. А один очень известный местный предприниматель громко выяснял у коллег, что это за слово мудрёное – кластер?
– Да пока вы будете развивать традиционное производство, вы безнадёжно отстанете, и произведённая вами продукция будет невостребованной. Будущее за инновациями. Посмотрите на опыт Сингапура, который, не имея природных ресурсов, сделал ставку на новые технологии и сейчас процветает, – убеждали российские гости. – И вообще (обиженно) вы сами к нам обратились, мы никого не заставляем.
Видимо памятуя, что политические системы наших стран схожи, гости забыли добавить, что главной фишкой в Сингапуре стало тотальное искоренение коррупции, причём независимо от статуса коррупционера. Широко известен ответ автора сингапурского «экономического чуда» ЛИ Куан Ю на вопрос о методах, с помощью которых ему удалось уничтожить коррупцию: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают – за что».
Возможно ли такое в Казахстане? Вопрос, конечно, интересный…
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА