Известный алматинский художник Табылды МУКАТ (на снимке) побывал в Атырауипровёл мастер-класс для местных живописцев.Мы попросили его поделиться своими взглядами на современный мир изобразительного искусства.
- Табылды ага, вы приехали в Атырау, чтобы принять участие в выставке портретов, привезли две работы этого жанра. Это на сегодня основной жанр в вашем творчестве?
- Нет, но и в этом редком для меня жанре я стараюсь придерживаться своих художественных принципов, близких к экспрессионизму. Вы наверное заметили, что в моей работе «Портрет Темирали» лицо персонажа как бы размыто водой. Дело в том, что европейские художники в конце ХХ века привнесли в портретный жанр элементы экспрессионизма, и это стало новым словом в живописи. Действительно, есть ли смысл с фотографической точностью запечатлевать лицо человека? Для этого существует фотоаппарат. Сегодня художники воспринимают портрет как пластическое искусство. В этом плане мой портрет Темирали близок к течению пластического экспрессионизма.
- А вам поступают заказы написать портреты тех людей, которых вы не видели в жизни, и можете основываться лишь на словесных описаниях.
- Подобных заказов не было, но у меня есть написанный по собственной инициативе сюжетный портрет Асанкайгы – казахского жырау, поэта-философа, советника хана Жанибека.
- И над чем вы сейчас работаете?
-Сейчас тружусь в своей мастерской сразу над тремя картинами, которые уже близки к завершению. Надеюсь на квалифицированную и объективную оценку искусствоведов.
- Что вы думаете о роли художника в обществе?
- В Казахстане всё ещё не научились по-настоящему ценить художников, и одна из причин - отсутствие менеджмента в сфере изобразительного искусства. Продажей картин, организацией выставок, презентациями должны заниматься менеджеры, или назовите их импрессарио – то есть люди, знающие толк в искусстве и в то же время не лишённые предпринимательской жилки. А художнику надо оставить исключительно творчество. В Европе подобное отношение к искусству сложилось уже давно, у нас же в этом отношении чистое поле. Поэтому такой большой разрыв между творцами и широкой публикой.
- Доля художника в материальном плане, как правило, незавидна, заработок нестабилен. Бывали ли моменты, когда вы жалели, что выбрали эту стезю?
- Было. Более того, эта мысль преследует меня постоянно. Особенно тяжело было на сломе эпох, при переходе от социализма к капитализму, назовём это так... Резко прервалась организационная работа, исчез госзаказ, и художники оказались в тяжёлом положении. Многие отчаялись, потеряли надежду, некоторые рано ушли из жизни. Теперь, кажется, положение начинает выправляться, появился лучик надежды. Но как всё пойдет в дальнейшем, сказать очень трудно.
Айнур САПАРОВА
Фото автора