
В Атырауском межрайонном специализированном суде по уголовным делам продолжается рассмотрение резонансного дела.
В первой половине дня судебное следствие ещё шло, и именно тогда решил выступить один из подсудимых — Ризуан Хайржанов. Он заявил, что считает поток ненависти и угрозы в свой адрес и в адрес семьи несправедливыми.
«Надо было потерпеть»
Ризуан пояснил, что решил высказаться, хотя ранее от дачи показаний отказывался. По его словам, в социальных сетях в его адрес «льётся поток грязи», а его родным поступают угрозы с неизвестных аккаунтов. Несколько раз он подчернул, что не является гомосексуалистом и Яну не насиловал.
— Я хотел рассказать, как всё было на самом деле. В сети меня очернили, говорят, будто я чудовище. Но никто не знает, что между нами происходило, — сказал он.
По словам Ризуана, с Яной они были знакомы с 2022 года — «дружили, потом отношения переросли». Он утверждал, что девушка с самого начала знала, что у него есть другие отношения, и её это устраивало.
— Сначала всё было хорошо. Потом я стал замечать, что она курит. Позже узнал, что она встречается с какими-то мужчинами на съёмных квартирах, употребляет наркотики. Она сама мне это говорила. Тогда я понял, что ошибся и надо расстаться, — заявил Ризуан.
Он также добавил, что, по её словам, мать Яны «работала диспетчером, принимающей вызовы от девушек лёгкого поведения».
На эти слова мать погибшей вскрикнула.
Ризуан продолжил, заявив, что всё это в итоге его «оттолкнуло» и он решил расстаться с Яной.
— Все эти привычки, её образ жизни, то, что она росла без отца… всё это я не смог принять. Ссоры начались в июле–августе, и я понял, что дальше не могу. А в октябре, когда психологическое давление с её стороны стало невыносимым, я начал думать, как это закончить, — сказал он.
Он подчеркнул, что не давал денег за убийство и «не был первым мужчиной у Яны».
— Но когда на предыдущих заседаниях был зачитан её дневник, я понял, что она сама уже хотела расстаться. Надо было потерпеть, — сказал подсудимый.
Характеристики и позиция сторон
В суде также были зачитаны характеристики Алтынбека Катимова. Соседи описали его как «домашнего мальчика, который всегда здоровался».
Из Курмангазинского района поступила также характеристика от ТОО «Атырау Жарык», где он ранее работал. В документе его назвали «ответственным, вежливым и трудолюбивым работником».
Адвокат потерпевшей Әбділ Ажар Болатқызы, член Палаты юридических консультантов Мангистауской области, выступила против приобщения этих характеристик:
— Вы сказали, что Яна курит, пьёт, употребляла наркотики — Яна не может себя защитить. Мы за нее сейчас здесь. К чему тогда эти характеристики в защиту подсудимого?
Отец Катимова пояснил, что характеристику написал лично руководитель предприятия, а письма от соседей предоставлены по их инициативе.
Судья Зарема Хамидуллина приобщила документы к материалам дела, отметив, что смягчит ли это приговор, решит суд.
Иск и признание расходов
Галина Легкодимова подала гражданский иск: 10 миллионов тенге материального ущерба и по 25 миллионов морального — с каждого из подсудимых.
Ризуан заявил, что согласен только с возмещением расходов на погребение — «за свадебное платье, сорочку, туфли, транспортировку, цветы, поминки и обед».
Алтынбек Катимов частично признал моральный иск, сказав: «Я не согласен, так как я нетрудоспособен».
Прения сторон
После обеда суд объявил об окончании судебного следствия и начале прений. Первым выступил прокурор.
Он подчеркнул, что между подсудимыми имелся сговор на убийство, и их действия были заранее обговорены — от самого убийства до уничтожения телефона потерпевшей.

Прокурор обратил внимание, что подсудимые меняли показания и признались лишь тогда, когда поняли, что отвертеться не удастся.
— Они не чувствовали вины. Формальное раскаяние — это способ смягчить наказание, — заявил он.
Гособвинитель запросил для обоих — Ризуана Хайржанова и Алтынбека Катимова — пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в учреждении чрезвычайной безопасности.
Речь адвоката потерпевшей
Адвокат потерпевшей Әбділ Ажар Болатқызы заявила:
— Мы не увидели раскаяния. С самого начала они не помогали следствию, признались только после того, как поняли, что наказание неизбежно.
Она отметила, что на заседании прозвучали чудовищные слова: подсудимые вновь попытались обвинить погибшую, утверждая, будто она вела аморальный образ жизни.
Тем временем, по словам адвоката, обвиняемые обсуждали двадцать различных способов убийства, а теперь утверждают, что «не знают, как это получилось».
— Они думают о своей репутации в соцсетях, но не о содеянном. Катимов даже не был знаком с Яной, — подчеркнула она.
В завершение адвокат поблагодарила следствие «за кропотливую работу» и также потребовала для обоих подсудимых пожизненное лишение свободы.
Судебные слушания продолжаются. Приговор ожидается после завершения прений сторон.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото и видео автора
В Атырау +4