4 октября с редакцией связался человек, представившийся постоянным читателем Forbes Kazakhstan и попросивший не называть его фамилию. Он сообщил, что видел их двоих в кафе.
Наш читатель с некоторых пор постоянно проживает в британской столице и сообщил, что на днях видел Бергея Рыскалиева и его брата Аманжана Рыскали в лондонском кафе Zuma, что на Raphael Street, 5, неподалеку от станции метро Knightsbridge.
Если верить источнику, то подтверждается версия о том, что «двое из атырауского ларца» осели в «третьей столице Казахстана». Тем более, что, как ранее сообщалось в СМИ, семья Бергея Рыскалиева уже давно живет в Лондоне.
Напомним, в конце августа, вскоре после освобождения Бергея Рыскалиева от должности акима Атырауской области, сам он исчез. Были сообщения, что Бергей Саулебаевич задержан и находится под домашним арестом, но они не подтвердились. Также поступала информация, что он доехал на автобусе до российской границы, откуда, понятно, рукой подать до Лондона.
Новым акимом нефтяного региона был назначен Бактыкожа Измухамбетов, ранее возглавлявший Западно-Казахстанскую область.
Верхушка Атырауского облакимата поменялась почти полностью: одни чиновники ушли «по-тихому», других задержали, арестовали, велели паспорт доложить. Были возбуждены уголовные дела о хищениях в области на многие миллиарды тенге.
В сентябре патрон Рыскалиева – Аслан Мусин, последние 4 года возглавлявший администрацию президента, был освобожден от занимаемой должности и назначен председателем Счетного комитета РК.
Не менее интересна судьба брата Бергея Саулебаевича – Аманжана Рыскали. В январе этого года этот атырауский бизнесмен был избран депутатом мажилиса по списку партии «Ак жол», куда вошло всего 8 человек.
После снятия Бергея Рыскалиева с поста акима Атырауской области Аманжан Рыскали тоже, следуя примеру брата, пропал.
И тут представляется интересным поведение главы «Ак жола» и партийной фракции в парламенте Азата Перуашева.
13 сентября он заявил телеканалу КТК:
"Я не знаю, ведется ли следствие в отношении его брата (Бергея Рыскалиева. - F), и это не имеет прямого отношения к господину Аманжану Рыскали. Нам важно, чтобы наши мандаты, наши депутаты работали именно в интересах партии, в интересах программы, которую мы озвучили перед нашими избирателями. И я думаю, что в том случае, если вот это молчание затянется, мы будем этот вопрос рассматривать".
19 сентября было объявлено, что Рыскали сдал депутатский мандат. Перуашев смягчился и в парламенте заявил:
«Претензии, которые официально предъявлялись, они касались деятельности экс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева, который является братом Аманжана Рыскали. И в этой ситуации, хотя к Аманжану Саулебаевичу никаких претензий официально предъявлено не было, по крайней мере, до сих пор, в данном случае, мы видим, что он проявил такой вот человеческий свой жест, с тем, чтобы морально, возможно, поддержать своего брата».
3 октября Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК объявило Аманжана Рыскали в розыск, в связи с чем «Ак жол», несмотря на «человеческие жесты», приостановил его членство в партии. Причем информацию о решении партии КазТАГ выдал днем раньше.
После всего рассказанного возникает ряд вопросов в лидеру «Ак жола» Перуашеву. В прошлом году, закрыв с бывшим главой партии Алиханом Байменовым сделку о переуступлении партийного бренда, Азат Турлыбекович стал позиционировать эту политическую организацию как партию предпринимателей.
Многие бизнесмены воспряли духом: наконец-то их интересы будет кому защищать в парламенте!
В январе на выборах в нижнюю палату высшего законодательного органа страны «Ак жол» занял второе место после «Нур Отана». И заполучил 8 кресел в мажилисе. Одно из которых и занял Аманжан Рыскали.
Так вот вам вопрос, Азат Турлыбекович: как вообще этот персонаж попал, во-первых, в партию, и, во-вторых, в партийный список на выдвижение в кандидаты в депутаты?
Можно признать, что в политике такое понятие, как репутация, сегодня весьма размыто, но среди серьезных бизнесменов она еще имеет место быть. Иначе говоря, они знают, с кем можно иметь дело, а с кем не стоит связываться.
Зимой этого года я целый месяц работал по контракту как консультант в частной атырауской областной газете «Ак Жайык» (по оценкам zero.kz, ее сайт – лучший региональный ресурс в Казахстане. - F). И репутация Аманжана Рыскали в этом городе была совершенно однозначной.
Отсюда и возникают вопросы: Азата Перуашев не знал об этом имиджевом шлейфе? и почему он включил Рыскали в предвыборный список? «старшие товарищи» посоветовали? или среди казахстанских предпринимателей не нашлось более достойной кандидатуры?
Я никогда не состоял ни в одной партии, но знаю, что партийная дисциплина заключается в следующем: либо за ее нарушение (неявка на заседание фракции либо всего парламента) ее член исключается сразу; либо партия за него стоит до конца.
То есть, это по-партийному. И, в общем, по-мужски.
А то, как колеблется Азат Перуашев в соответствии с «генеральной линией», говорит скорее о его личностных качествах, нежели о лидерских.
Можно предположить, что подобное переменчивое мнение не отражает позицию всех членов партии. Уж тем более - казахстанского бизнес-сообщества. А в таком случае – вправе ли Азат Турлыбекович выступать от имени всех казахстанских предпринимателей?
Кстати, на этой неделе депутат парламентской фракции «Ак жол» Меруерт Казбекова встревожилась неоднозначной профилактикой рака шейки матки у школьниц 11-12 лет. И направила официальный запрос в Минздрав.
Вот это – партии по силам. А диагностировать казахстанскую правду-матку, видимо, придется кому-то другому.
Автор: Вадим Борейко, заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan
Источник: Forbes.kz