Возле здания суда во время закрытого процесса. Год назад в Атырау прошла волна арестов десятков молодых людей, подозреваемых в терроризме, закончившаяся гибелью одного из лидеров джихадистов Сергея ЛИ, оказавшего при задержании вооружённое сопротивление спецназу.
А в апреле 2012 года Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Атырауской области осудил 42 человека к длительным срокам заключения (от 5 до 12 лет) за участие в подготовке и финансировании террористических актов. Суд был закрытым, текст приговора не был доступен общественности даже после вступления его в законную силу. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые эпизоды из деятельности группы религиозных радикалов в Атырау, признанной судом террористической. По понятным причинам, используя материалы суда, мы, по возможности, избегали упоминания конкретных деталей, адресов и т. д.
ВСЕ ХОДЫ ЗАПИСАНЫ
Следствие провело кропотливую работу, представив необходимые вещественные доказательства, экспертные заключения, свидетельства, материалы наблюдений, включая телефонное прослушивание, агентурные аудио- и видеозаписи, электронную переписку подследственных и т.д. В своих показаниях суду обвиняемые, как правило, отрицали террористический характер своих действий, но часто признавали отдельные факты и эпизоды, предъявленные следствием.
Некоторые подсудимые (человек 10-12 из 42) признали за собой только факты передачи или перечисления ими денег атырауским мусульманам за рубежом, утверждая, что они не подозревали об их террористической деятельности. Однако суд посчитал (а обвинение доказало), что их помощь джихадистам была сознательной. Во всяком случае, это деяние квалифицируется как финансирование терроризма, раз уж «Солдаты Халифата» признаны террористами. По нашим данным, эти «спонсоры» сейчас входят в число тех заключенных, которые отличаются особым послушанием, чистоплотностью и мирным поведением в колонии.
АНКЕТА
Из 42 осуждённых (все они казахи, за исключением одного азербайджанца из нашего города) 36 человек родились, выросли и жили в Атырау и области, остальные из других регионов Казахстана. Пятеро имеют высшее образование, остальные – среднее. Почти все моложе 30 лет, двоим по 31 году, ещё двоим – 36 и 43 года от роду. Из 42 человек 28 – безработные, остальные – индивидуальные предприниматели (торговля, ремонт телефонов и т. д.) и лишь 2-3 работали по найму. Ранее судим был только один.
Особый конвой для подсудимых во избежание инцидентов. ПРИШЕЛЬЦЫ
Свидетельство атырауского муллы, представителя ДУМКа:
«В 2003 году в город Атырау из Шымкента приехал АБДУЖАППАРОВ Абдухалил, узбек по национальности, преподавать в медресе центральной мечети «Имангали». Именно с его приходом в Атырау появились последователи салафизма. В том же 2003 году частный предприниматель по имени Шарифолла в посёлке Жумыскер построил мечеть «Ат-Такуа», где Абдужаппаров стал имамом. ДУМК эту мечеть не зарегистрировал. Позже в органах юстиции было зарегистрировано религиозное объединение «Дарус-Салам», при нём и числилась мечеть «Ат-Такуа», которая продолжала работать без регистрации.
В 2004 году Абдужаппаров уехал за границу, на своё место он назначил муллу по имени МАКУЛБЕК Мейрамбек из Шымкента. Макулбек продолжил салафитскую пропаганду и увеличил ряды молодых прихожан. Молодые люди стали иначе смотреть на не читающих намаз казахов, называя их «кәпірлер», «мұнафықтар», «мүшріктер», в поведении и действиях стала проявляться жестокость. В мечети, после чтения суры «Фатиха» громко выкрикивали «Аумин», во время чтения намаза стояли, широко расставив ноги, сидели, вытянув ноги в сторону «құбыла», громко смеялись и разговаривали. После чтения намаза в помещении мечети боролись друг с другом, называя это «пайғамбарымыздың сүннеті». Молодые люди, посещающие мечеть «Ат-Такуа», отрезали штанины выше лодыжки, отпустили бороды. Молодёжь, получившая знание у Макулбека, обвиняла своих родителей и педагогов, называя их «кафирами», предлагала объявить «кафирам» «джихад», создать государство халифат».
В июле 2007 года регистрация общественного объединения «Дарус-Салам» в органах юстиции была признана незаконной, а деятельность данного общества была запрещена. Макулбек уехал в Шымкент, где позже был задержан за совершение преступлений, в том числе террористического характера, и осуждён на 19 лет лишения свободы.
Спецслужбы считают Макулбека (религиозный псевдоним Абдулазиз) эмиссаром международной террористической организации «Союз Исламского джихада», которая входит в состав «Аль-Каиды».
СОЛДАТЫ ХАЛИФАТА ИЗ ЖУМЫСКЕРСКОЙ МЕЧЕТИ
Наиболее ревностными последователями салафизма джихадистского толка стали 9 молодых прихожан мечети «Ат-Такуа», которые с 2008 года стали вынашивать идею уехать в Северный Вазиристан (афгано-пакистанское пограничье) для участия на стороне моджахедов в проходящих на территории Афганистана боевых действиях. Это Алипов Нурлан, Батырхайров Арман, Жумабаев Рустем, Зналиев Дамир, Куншугаров Елдос, Мунатов Урынбасар, Утегалиев Марат, Хабидолла Ринат, Чилманов Усен.
По данным следствия, в 2008 году они создали в г. Атырау законспирированную террористическую группу «Казахский Исламский джихад» (КИД) и вовлекли в эту группу часть молодых салафитов из Атырауской области.
В течение 2008-2011 годов в КИД вступили и 42 будущих подсудимых, а также Сергей Ли.
9 основателей КИДа создали три самостоятельные террористические группы – «Иттихад аль-Муслимин», «Десятка» и «Группа Ли», которые действовали каждая самостоятельно, но под общим руководством КИДа. «Группа Ли» была самой малочисленной, но активной, а группа «Десятка», например, формировалась с учётом компактного проживания своих членов (мкр. Авангард, п. Жумыскер, район Жилгородок, район Старый аэропорт, район Старый базар, район Привокзальный и т. д.) и в основном состояла из молодёжи и подростков.
В период с 2008 по 2011 год все 9 основателей КИДа выехали за пределы Казахстана, в основном в качестве наёмников, в афганскую провинцию Северный Вазиристан, где летом 2011 года объединились в международную террористическую организацию под названием «Джунд аль-Халифат» («Солдаты Халифата») и продолжили руководить созданными ими и действующими в Атырау террористическими группами.
Следствие считает, что схема управления радикальным салафитским подпольем в Атырау была достаточно отлаженной, хорошо законспирированной. И представило немало доказательств того, что именно 9 основателей КИДа и «Солдат Халифата» имели достаточно авторитета и технических возможностей, чтобы, даже находясь за границей, влиять на атырауские подпольные группы. Но как можно влиять на кого-либо, не имея много денег? Ведь эти «солдаты», судя по материалам следствия, существовали исключительно на пожертвования атырауских салафитов, людей совсем не богатых. Никаких миллионов «Аль-Каиды» или ЦРУ и в помине не было.
С МИРУ ПО НИТКЕ
Руководителями и членами групп «Иттихад аль-Муслимин», «Десятка» и «Группа Ли» в течение 2009-2011 годов на террористические цели собрано, перечислено или передано находящимся за рубежом руководителям «Джунд аль-Халифат» в качестве финансирования их террористической деятельности, а также израсходовано на собственные нужды (в том числе, на аренду квартир, приобретение оружия, боеприпасов и компонентов СВУ (самодельное взрывное устройство), покупку еды, одежды и стройматериалов и т. д.) 21 млн 412 тысяч 775 тенге.
ШАЙТАН ГДЕ-ТО РЯДОМ
По показаниям свидетелей и обвиняемых можно составить представление о том, каким образом происходило вовлечение молодых людей в подпольные группы. Знакомство со сверстником-салафитом, затем посещения мечети, чтение литературы, просмотр роликов, а главное – постоянное и тесное общение с единомышленниками «открывали глаза» и помогали утвердиться в убеждении, что правда – вот она, ответы на все вопросы готовы.
Здесь – молитва, братская доброта и взаимопомощь, чистота. А там – власть шайтана и ширк, безработица, враждебность, дикое невежество. И парень постоянно говорит и говорит с новыми друзьями о вере, о кознях шайтана и рае для праведных, с готовностью жертвует иногда посильные деньги на помощь нуждающимся мусульманам, женам и детям преследуемых мусульман. Немного напрягает необходимость помогать деньгами, особенно моджахедам за границей, поскольку деньги для них нужно отдавать строго регулярно и в немалых суммах.
Кстати, тема денежной помощи моджахедам – популярная в переписке подпольщиков и в показаниях обвиняемых. Можно предположить, что система пожертвований на нужды соратников невольно отсеивала слабых в вере «ахи» (братьев) и тем самым укрепляла организацию. Жертвуя на джихад в пятый или двадцатый раз, молодой человек не мог не понимать, что это уже не просто приятные разговоры о невежестве кафиров, а поступки, имеющие необратимый характер. Чем дальше, тем больше. Очень много шансов увидеть на этой дороге шайтана.
Но самые дерзкие и последовательные из подпольщиков шли ещё дальше.
АРГУМЕНТ –ГРАНАТА
В деле описаны 12 эпизодов. Эпизод №9 связан со случаем в районе села Алмалы. Члены «Группы Ли» – сам Ли, Нургалиев, Кадирбеков, Мамедов, Курмангазиев в период с 1 по 29 августа 2011 года изготовили 12 СВУ из компонентов, приобретённых ими на рынках г. Атырау.
Дом, откуда Сергей ЛИ перед смертью отправил жену и детей к своим родителям. 20 августа 2011 года примерно в 16 часов Ли, Нургалиев, Мамедов и Кадирбеков вывезли в степь для испытания 4 СВУ. Они взорвали один и готовились подорвать второй, когда к ним подъехали совершавшие объезд участка майор полиции А. М. и капитан И. А. Они потребовали предъявить документы. Однако Ли и Мамедов отказались, ссылаясь на отсутствие документов. Тут сотрудники полиции заметили в лежавшем на земле пакете 2 подозрительных предмета, майор решил позвонить в дежурную часть ДВД и вызвать наряд полиции.
Тут Ли отвёл майора в сторону якобы для разговора. И показал ему ручную гранату Ф-1. Полицейские ретировались. Но успели прихватить с собой пакет с двумя СВУ, который доставили в ДВД.
ЛИКВИДАЦИЯ
По свидетельству военнослужащего Р. А., в августе 2011 года он был командирован в город Атырау и 29 августа участвовал в поимке Сергея Ли. Р. А. сидел в засаде возле его дома. Около 12.30 Ли, выйдя через дверь на задний двор, прошёл рядом с сидящими в засаде солдатами, остановился, не видя их, достал из сумки короткое ружье, зарядил его и взял в руку гранату. Почувствовав присутствие людей, Ли отбежал и бросил в их сторону два взрывных устройства, два раза выстрелил из обреза. В левую руку Р. А. попала дробь. В это время военнослужащие, находящиеся рядом с ним, открыли ответный огонь в сторону Ли и ранили его. И тут граната в руках Ли, которую он намеревался кинуть в их сторону, взорвалась, от взрыва он скончался на месте.
СПАСАЯ ЗАБЛУДШИХ
16 августа 2011 года находящийся за пределами Казахстана Р. Хабидолла, член организации «Джунд аль-Халифат», через интернет дал указание амиру группы «Иттихад аль-Муслимин» Н-ву и его наибу Е. Х. организовать убийство известного религиозного деятеля Рината ЗАЙНУЛЛИНА (псевдоним Абу Мухаммад аль-Казахстани), в связи с его проповедями о пагубности идей вооружённого «джихада». Р. Хабидолла поручил Н-ву выехать в г. Алматы, изучить маршруты движения, распорядок дня, места пребывания Р. Зайнуллина и убить. В случае же отсутствия Р. Зайнуллина по месту жительства, Н-в должен был совершить в г. Атырау убийство его младшего брата – Наиля ЗАЙНУЛЛИНА.
Р. Хабидолла пообещал дать денег, снабдить документами и предоставить им убежище за пределами Казахстана.
24 августа 2011 года Н-в и Е. Х. пригласили в арендуемую Н-вым квартиру члена «Группа Ли» К-ва, которого стали подстрекать к совершению убийства братьев Зайнуллиных. В суде К-в утверждал, что отказался убивать их.
28 августа в результате известных массовых арестов Н-в и Е. Х. были задержаны, и их террористическая деятельность была пресечена.
Член группы «Солдаты Халифата» Д. Зналиев, также находящийся за рубежом, дал задание другой группе атырауских боевиков в составе Султангалиева, Сагенова и Усабекова выехать в Алматы и ликвидировать религиозного проповедника Зейнуллина Рината. По показаниям Сагенова, он вместе с Султангалиевым и Усабековым 9 сентября 2011 года на поезде выехали в Алматы, там арендовали квартиру, затем якобы связались через интернет со Зналиевым, в разговоре с которым обманули его, сказав, что не нашли Зайнуллина. Хотя они его даже не искали, так как у них не было желания его убивать.
Суду и следствию братья Зайнуллины заявили, что прощают всех, кто намеревался их убить, и пытались разубедить заблудших джихадистов. Похоже, их действительно больше заботит спасение душ мусульман, чем собственная безопасность.
БОМБЫ В СХРОНЕ И КОНСЕРВЫ В БЛИНДАЖЕ
С начала 2011 года «Солдаты Халифата», находясь за рубежом и продолжая руководить деятельностью созданных ими в г. Атырау террористических групп, полагая завершённым процесс радикализации их членов, начали готовить совершение серии терактов.
Боевики «Группы Ли», действуя согласно указаниям одного из руководителей «Джунд аль-Халифат» БАТЫРХАЙРОВА, с которым у Ли имелась интернет-связь, начали планировать взрывы административных зданий ДВД и ДКНБ в г. Атырау. В феврале 2010 года в с. Бестамак Алгинского района Актюбинской области у неустановленного следствием лица за 800 долларов они купили пистолет системы Макарова с 15 патронами к нему. В июле-августе 2011 года Ли приобрёл ручную гранату Ф-1, а также изготовил обрез одноствольного охотничьего ружья 20 калибра с 44 патронами к нему, а также приобрёл пистолет-пулемет «БОРЗ».
В первых числах августа 2011 года была арендована на один месяц квартира, которая использовалась как лаборатория по изготовлению бомб.
Акты терроризма планировалось осуществить в сентябре, после окончания священного месяца Рамазан, с использованием огнестрельного оружия и СВУ большой мощности.
Члены группы изготовили 12 СВУ, из которых 3 испытали на открытых участках вдоль автотрассы Атырау–Уральск (в окрестностях посёлков Алмалы, Бугорки и Редут), а остальные 9 СВУ хранили на съёмных квартирах и в специальном тайнике-схроне, который соорудили в окрестностях пос. Таскала. Кроме того, на участке лесополосы в сторону Алмалы соорудили замаскированный блиндаж, в котором они рассчитывали укрыться после совершения актов терроризма, завезли в блиндаж запасы продуктов питания в виде консервов и полуфабрикатов, питьевую воду, одежду, одеяла и т. д.
Однако 29 августа 2011 года в ходе спецоперации руководитель группы Ли был ликвидирован при оказании активного вооружённого сопротивления, а члены террористической группы задержаны.
ХОТЬ ЖИВЫ ОСТАЛИСЬ
Некий АУБЕКЕРОВ, проникшись идеями джихада, решил совершить нападение на воинскую часть №2016 Пограничной службы КНБ РК в г. Атырау. Об этом безумном намерении он сообщил своему товарищу Б-ву, члену группы «Иттихад аль-Муслимин», который передал эту информацию некоему Н-ву, поддерживающему связь с одним из руководителей «Джунд аль-Халифат» в Пакистане Р. Хабидоллой. Тот дал указание Б-ву вовлечь Аубекерова в свою группу и обучить взрывному делу.
В июне 2011 года Аубекеров возобновил отношения с проходившим в 2008 году срочную службу в в/ч 2016 школьным товарищем Е-вым и со слов последнего составил схему объектов воинской части, выяснил распорядок службы, расположение оружейной комнаты и т.д.
Закупив необходимые компоненты, он приступил к изготовлению СВУ, поиску оружия, успел провести испытание бомбы в районе СМП-163 вместе с двумя сообщниками.
28 июля 2011 года Н-в в ходе очередной связи по интернету с находящимся в Пакистане Р. Хабидоллой сообщил ему о готовности группы боевиков в лице Аубекерова и двух других шахидов совершить нападение на в/ч 2016. Однако Р. Хабидолла приказал ждать до сентября.
Но… опять помешали силовики? Нет, скорее, глупость джихадистов. Аубекеров и его напарники были задержаны полицией за совершение разбойного нападения на продуктовый магазин «Сат». Это отдельный эпизод в уголовном деле, но заслуживает внимания.
2 августа 2011 года Аубекеров вместе с двумя членами группы (теми самыми, с которыми он должен был напасть на воинскую часть) решил совершить акт «амалията» – завладение имуществом неверных. «Священное право» они имели: ведь в магазинчике торговали спиртным и сигаретами. Подельники стояли на стрёме, а Аубекеров, надев маску, с пневматическим пистолетом в руке вошёл в магазин. Продавщица испугалась, а они забрали 8 000 тенге, карточки Аctiv, Beeline и Kсell на 20 350 тенге, а также 5 пачек жвачки. Через пару дней их задержали. Смерть у ворот погранотряда их не дождалась.
НЕ БУДЬТЕ «ТОРПЕДОЙ»
Скоро ли халифат утвердится на земле Ислама? Когда мусульманские народы перестанут соперничать и враждовать? Если бы мы спросили об этом наших ребят-казахов из «Джунд аль-Халифат», что бы они ответили? Может быть, сказали бы так (из электронной переписки атырауских соратников с Р. Хабидоллой):
«Вы, наверное, в непонятках, что там, почему он против узбеков? Слушайте, я не против узбеков, если бы они действительно хотели джихада, то я был бы вместе с ними. Но я здесь достаточно времени и знаю те вещи, которые вы не знаете.
Если вы узнали бы, наверное, не захотели бы идти сюда. Пускай Аллах исправит положение мусульман, тут каждая большая группа ищет свою выгоду, а не смотрит на другие вещи. Если для группы выгодна война – скажут «джихад, джихад». Там сёстры, там это, когда получат то, что хотели – скажут, сейчас не надо войны, нужно делать сабр.
Узбеки работают только за свои интересы против Узбекистана, Казахстан им нужен как место для отдыха. Если сегодня казахи будут выселять узбеков и перекрывать их каналы, как с ними сделали сейчас (посмотрите последние новости, узбекам под…опник дали), они сразу заговорили о «джихаде», они сразу скажут, что надо начать «джихад», что типа там зулм, что правительство Казахстана «кафиры», будут наших казахов посылать (на гибель) как «торпед».
А когда договорятся с нашими (казахстанскими) властями, скажут, что лучше не воевать. А там что будет с местными мусульманами – они (узбеки) не думают, если начали войну – надо довести до конца, если намерения нет – надо прижать хвост. Наши власти оставят в покое узбеков, но прессанут всех местных. Размышляйте поглубже, муджахиды разные, уаллахи, сюда пришёл и сразу вспомнил слова из одного фильма: «Для кого-то война, а для кого – мать родна».
Мы сами должны контролировать свою территорию, поэтому подумайте, прежде чем на что-то соглашаться. Наверное, кто-то скажет, опять начал, болтаю там, но уаллахи, когда я раньше что-то говорил – никто не слушал, а потом оно так и выходило.
Наверное, пришло время послушать. Нам надо самим «подняться», самим «рулить», а не быть игрушкой в чьих-то руках или «торпедой». Казахи, которые у узбеков, они уже не казахи, все узбеками стали, они сами видят, что за политика там, но ничего не предпринимают, потому что там у кого-то жена узбечка, кому-то узбеки дают деньги.
Вот такое положение у наших мусульман. Я не хочу, чтобы это вышло из круга (за пределы жамагата), не из-за того, что это может навредить мне, я боюсь, что это может навредить «джихаду». Много искренних мусульман, не хотелось бы ломать их представление о муджахидах».
Воистину – не будь «торпедой». Живые «торпеды» - товар ценный, покупатели когда-нибудь найдутся. И купцами в будущем могут оказаться не нищие идейные «солдаты халифата» из Жумыскера, а люди очень богатые, могущественные, жестокие и циничные.
Редакция «АЖ»