
Среди жителей Атырау продолжает циркулировать конспирологическая версия о причинах камышовых пожаров. По мнению некоторых горожан, камыши поджигают намеренно. Густой дым от таких пожаров может маскировать вредные выбросы заводов, которые якобы происходят тайно, в основном по ночам.
В качестве аргумента приводят то, что в дни возгораний камыша фиксировалось превышение предельно допустимой концентрации сероводорода. Чтобы проверить эти предположения, мы обратились за разъяснениями к специалистам.
Заместитель руководителя департамента экологии по Атырауской области Ерлан Есенов сообщил, что, по данным филиала РГП «Казгидромет», с начала 2025 года в регионе зафиксировано 89 случаев высокого уровня загрязнения воздуха. Большинство таких эпизодов пришлось на март, май и июнь, когда наблюдалось потепление и влияние жарких воздушных масс. В эти дни направление ветра было северо-западным, северным, восточным или юго-восточным. В указанных секторах расположены испарительная площадка «Квадрат», ряд промышленных объектов в радиусе 5 километров, а также ТОО «АНПЗ».
По словам Есенова, все собранные материалы по фактам загрязнения атмосферного воздуха направляются в департамент санитарно-эпидемиологического контроля по Атырауской области для применения административных мер в рамках действующего законодательства.
Таким образом, по мнению специалистов, фактических оснований для утверждения о преднамеренных поджогах камыша с целью сокрытия вредных выбросов нет. В пресс-службе АНПЗ также подчеркнули, что «распространяемая в социальных сетях и отдельных СМИ информация о причастности ТОО «АНПЗ» к возгоранию камыша и загрязнению воздуха не соответствует действительности».
Руководитель компании «Ренессанс Плюс» Асет Тазабеков, исследовавший весной этого года влияние промышленных отходов на окружающую среду города, считает эти версии маловероятными:
«В ходе исследований рядом с заводом АНПЗ мы фиксировали выбросы. Основные выбросы происходят ночью — с часа ночи до шести утра. Это, скорее всего, связано с технологическим процессом, но что именно нарушается, сказать сложно. Мы проводили исследования и в черте Атырау, и вблизи АНПЗ. Зафиксировали колоссальные превышения по сероводороду. Такой же запах я, как лаборатория, фиксировал и в Шымкенте рядом с местным НПЗ. Все экологи понимают, что речь идёт о нефтеперерабатывающем производстве, но доказать напрямую, на каком этапе и какой именно технологией происходит загрязнение, невозможно. Закон не позволяет экологам просто прийти и предъявить обвинения — без предписания прокуратуры проверять АНПЗ нельзя. Проверки будут только тогда, когда это станет кому-то нужно».
Айнур САПАРОВА
В Атырау +1