В случаях заражения детей гепатитом С большой процент приходится на медицинские учреждения, уверены специалисты ОФ «Амансаулык». В нашей области тоже есть дети, которые стали жертвой внутрибольничной инфекции.
ПОШЁЛ ЗА ЛЕЧЕНИЕМ, ПОЛУЧИЛ ЗАРАЖЕНИЕ
Недавно в редакцию обратилась мать ребёнка, у которого был обнаружен гепатит С. Диагноз для семьи стал полной неожиданностью. О болезни ребёнка родители вообще могли ничего не узнать, он ни на что не жаловался. Просто при очередном посещении педиатра медсестра вскользь спросила, проходила ли девочка лечение у стоматолога и, услышав утвердительный ответ, протянула направление на анализы: «Так, проверьтесь на всякий случай». Анализ оказался положительным. Мысленно прокрутив в голове всю жизнь ребёнка, мать пришла к выводу, что именно тогда, когда дочери удалили зуб, и произошло заражение. Других путей просто нет, уверена она. Ближайшие родственники здоровы, в больнице девочка не лежала, полостных операций не было. Сегодня она прошла неоднократное обследование, родители собираются поставить её на учёт и начать лечение.
ЗА СРОКОМ ДАВНОСТИ
Согласно письменному ответу департамента Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Атырауской области, в прошлом году по разнарядке министерства здравоохранения в Атырауской области скрининговому обследованию подлежали 7 572 ребёнка. Это дети, получавшие длительное стационарное и амбулаторное лечение, которым переливали кровь и её компоненты, делали операции, лечили зубы. Положительный анализ оказался у 37 детей. Их отправили на повторное обследование, после которого диагноз подтвердился у 15. Для постановки окончательного диагноза был собран консилиум. Сегодня у 3 детей из этого списка стоит диагноз хронический вирусный гепатит В, у 12 – хронический вирусный гепатит С. Было проведено расследование каждого случая – эпидемиологи пытались установить пути заражения. Установили, что четверо детей в разное время с 2003 по 2010 годы получали лечение в научном центре педиатрии и детской хирургии в Алматы. Одному в 2010 году была проведена аллотрансплантация почки в Пакистане. В семи случаях дети, больные болезнью Дауна, находящиеся в интернате для умственно отсталых детей, получали различное лечение. Двое детей были прооперированы в областной детской больнице в 2008 и 2010 годах, ещё один ребёнок перенёс операционные вмешательства в Екатеринбурге.
– Доля внутрибольничных инфекций гепатита С очень высока, – уверена врач-инфекционист, аккредитованный эксперт, менеджер по проектам ОФ «Амансаулык» Мадина ЧУАКОВА.– Возможно, на самом деле больных даже больше, чем официально зарегистрировано, ведь лабораторная служба в нашей стране до сих пор слабо развита.
Так как болезнь перешла в хроническую форму, эпидемиологи предполагают, что заражение произошло уже давно. И из-за давности перенесённых операций проверять медицинские организации не стали.
СНАЧАЛА «АРТПОДГОТОВКА»
– Утверждением окончательного диагноза и назначением лечения у нас занимается специальная комиссия, в состав которой входят заместитель начальника областного управления здравоохранения, ведущий специалист, внештатный инфекционист, представитель департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК. Должен быть ещё гепатолог, но у нас такого специалиста нет,– рассказывает главный педиатр области Гульфара УМИРБАЕВА.
Лечению подлежат далеко не все больные дети. Противовирусная терапия назначается после тщательного обследования. Сначала необходимо подготовить ребёнка, подлечить основные и сопутствующие заболевания, добиться улучшения состояния и анализов. Терапия занимает от 6 месяцев, в зависимости от генотипа. Существуют специальные алгоритмы лечения. При гепатите В врачи решают вопрос о начале лечения и дозировке в зависимости от вирусной нагрузки и активности болезни. В некоторых случаях, утверждает Гульфара Умирбаева, организм может и сам справиться с болезнью, подобные факты отражены в медицинской литературе.
ПОД МАСКОЙ ПРОСТУДЫ
– С каждым годом у нас фиксируется все больше больных гепатитом В и С,– говорит заместитель главного врача инфекционной больницы Нурфия АЛЕНОВА. Специалисты связывают рост показателей с введением бесплатных скрининговых обследований на наличие вирусных гепатитов и улучшением качества лабораторных исследований. Необходимость скрининга, в свою очередь, вызвана результатами анализа причин смертности по стране: в структуре болезней кровообращения инфекционные заболевания, являющиеся следствием гепатитов, занимают ведущее место. Гепатит С стали активно выявлять относительно недавно – лет 20 назад, благодаря появлению новых возможностей лабораторных исследований. Он относится к группе вирусов, наиболее приспособленных к выживанию: постоянно меняется, порождая новые субтипы. Именно поэтому невозможно создать вакцину от этого тяжелого заболевания. Болезнь развивается почти бессимптомно, за что гепатит С называют «ласковым убийцей». В острой фазе, вскоре после инфицирования, может подняться температура, появляется общая слабость, повышенная утомляемость, боль в мышцах и суставах. Обычно люди не обращают на это особого внимания, считая, что просто простудились, а через неделю недомогание проходит. Но исчезают лишь внешние признаки, а сама болезнь переходит в хроническую незаметную стадию. Вирус «оседает» в печени, размножается там, вызывает воспаление и разрушает клетки органа. Процесс может длиться годами и даже десятилетиями, приводя к тяжелым последствиям – фиброзу, циррозу и даже раку печени.
ОТКУДА ЖЕ ОН БЕРЁТСЯ?
Сегодня в Атырау на учёте в инфекционной больнице состоит около 200 человек, среди них 38 детей. Первые случаи заболеваний среди маленьких пациентов стали регистрироваться только в 2010 году, скрининг детей на уровне страны начали проводить в прошлом году. Путь заражения гепатитами В и С один – через кровь, но гепатитом В заразиться легче, так как вирус может передаваться через малые количества крови. По утверждению специалистов, в семье, где есть больной, через 7-8 лет заболевают и его домочадцы. Вирус может передаваться через общие бытовые приборы, ножницы и проч. А вот для гепатита С нужны уже большие количества крови, вирус может передаваться, например, при переливании крови и ее компонентов.
У взрослых широкий список путей заражения. Подцепить вирус они могут при нанесении татуировки, во время маникюра, педикюра, прокалывания ушей. Наркоманы заражаются, используя одну иглу на несколько человек. Передается вирус и при половых контактах. Но детей никак не обвинишь в неправильном образе жизни, как же они заражаются?
– Возможен путь передачи вируса от матери ребенку,– отвечает Нурфия Аленова.
– А в семьях этих 38 детей матери больны гепатитом?
– Нет.
– Остальные члены семьи?
– Не знаю, эпидемиологическим расследованием должны заниматься сотрудники СЭС. Для этого мы и передаем им экстренное извещение в случае обнаружения случаев заболевания. Мы занимается только их лечением.
НАДЕЖДА НА НАУКУ
В данное время противовирусную терапию принимают трое детей, еще трое проходят обследование и готовятся к началу лечения. Остальным детям терапия пока противопоказана, так как они получают лечение по основным заболеваниям. Противопоказаний и побочных эффектов от лечения много, не скрывает Нурфия Аленова. Это гемофилия, сахарный диабет, поражения щитовидной железы, глаз, анемия и т. д. Потому родители пишут письменное согласие на лечение. Гепатит С подлежит обязательному лечению независимо от количества вируса в организме. Дело в том, что последствия заболевания слишком страшны, чтобы можно было выжидать. Врачи говорят, что полное излечение теоретически возможно, но в нашей области пока таких случаев не было.
– Сами видите, детей у нас стали регистрировать только в 2010 году. Пока идут обследования, подготовка к лечению, поэтому ожидать результатов рано.
– Почему первые случаи выявления приходятся на 2010 год, раньше у нас дети не болели?
– Эти дети все, как правило, проходили лечение в разных республиканских лечебных заведениях, в том числе и Национальном центре педиатрии и детской хирургии. Там при полном обследовании у них было выявлено заболевание, и они известили об этом нас, чтобы в дальнейшем мы вели наблюдение и лечение детей по своему профилю.
– Значит ли это, что они могли заразиться гепатитом в больнице?
– Пока говорить об этом рано. Некоторые родители в Алматы подали в суд, обвиняя медиков в заражении детей. Но вина больницы не доказана.
– Что ждет этих детей, когда они вырастут, смогут ли они навсегда избавиться от вируса?
– Наука не стоит на месте. Недавно я побывала на первом съезде гепатологов Казахстана. Казахстанские врачи и ведущие специалисты из стран ближнего и дальнего зарубежья обсудили целый спектр гепатологических проблем, и в частности, говорили о том, что сейчас идет апробация новых препаратов. У маленьких детей есть шансы излечиться, будем надеяться…
Зульфия ИСКАЛИЕВА