
Предпринимательница утверждает, что ей намекнули: если не отдаст тушу лошади, пусть ищет, куда девать биоотходы. Разобраться в конфликте попытался корреспондент «АЖ».
Оралша КУРАКБАЕВА, частный предприниматель:
- Я инвалид II группы, в 2016 году открыла частный цех по забою скота. Принимаем скот у частных лиц, забиваем и подготавливаем его в этом цеху. Мои двое сыновей помогают мне, и наша семья живёт за счёт этого дела. С 21 июля цех остановил работу. Ранее мы сдавали шкуры и внутренности (биоотходы) на предприятие «Жылыой Тазалық». Однако в последнее время они отказались принимать их, так как директор «Жылыой Тазалық» Бауыржан АБДРАХМАНОВ намекнул, что не отказался бы от соғыма. Если не дам — посоветовал везти отходы в другую организацию. Один из вариантов, куда я могу отвозить биоотходы, это компания на месторождении Тенгиз (в 70 км), либо в Атырау (200 км).
Я обратилась к заместителю акима Жылыойского района Гульнафис АЙШУАКОВОЙ, но она не приняла меня, и я оставила письменное обращение. Пыталась попасть к акиму города Кульсары Кадыржану АДИНОВУ — тоже не удалось. Побывала в палате предпринимателей и в «Атамекене», но проблема не решена. Позже, когда аким города К. Адинов провёл совещание с ответственными структурами, вместо того чтобы решить проблему, мы просто остались с этой проблемой один на один.
Из-за нерешённости вопроса наша работа остановилась. Раньше мы платили «Жылыой Тазалық» по 45-50 тыс. тенге в месяц и сами вывозили отходы. Компания получает субсидии, так почему она не может принимать биоотходы? Теперь я вынуждена ехать в Астану, чтобы добиться справедливости на более высоком уровне.
Бауыржан АБДРАХМАНОВ, директор ТОО «Жылыой Тазалық»:
- Поясню. Во-первых, в статье 378 Экологического кодекса РК сказано, что биологические отходы регулируются ветеринарным законодательством. Их переработку и утилизацию необходимо проводить с соблюдением санитарных и химических норм.
Во-вторых, согласно приказу министра здравоохранения РК №331 от 25.12.2020 года, в пункте 115 говорится: «На полигоны ТБО запрещается приём биоотходов — туш мёртвых животных, конфискатов, мясных остатков». Полигон, находящийся в распоряжении ТОО «Жылыой Тазалық», относится к ТБО и не предназначен для приёма биологических отходов. 2 июня мы уведомили об этом трёх предпринимателей.
Тем не менее, в соцсетях распространяются негативные комментарии в мой адрес и в адрес моего сына, который работает в прокуратуре. С мнением предпринимателя я не согласен. Утверждение, что предприятие получает субсидии, — ложь. ТОО получает оплату за размещение отходов по утверждённому тарифу, который устанавливается маслихатом района. Между нашей организацией и заявителем нет никаких предпринимательских договоров. Фраза о соғыме была сказана в шуточной форме, не как требование — мы с ней знакомы давно. Ни о каком вымогательстве речи не было.
Кадыржан АДИНОВ, аким города Кульсары:
– ТОО «Жылыой Тазалық» занимается сбором, утилизацией и обезвреживанием бытовых отходов в районе. Оно не получает ни субсидий, ни иной поддержки от государства. В 2022 году им была выдана лицензия на 10 лет. Поступают жалобы в социальных сетях о том, что ТОО отказывается принимать биологические отходы, однако в соответствии с приказом МСХ РК от 6 апреля 2015 года о порядке утилизации биоотходов, такие отходы запрещено размещать на полигонах ТБО.
Согласно статье 18 Предпринимательского кодекса РК, вмешательство государства в деятельность субъектов бизнеса недопустимо. Такие действия влекут за собой ответственность должностных лиц. Утилизацией биоотходов могут заниматься любые организации, оказывающие подобные услуги в Атырауской области — с ними можно заключить договор.
Тем временем частный предприниматель О. Куракбаева заявляет, что у неё нет физической и финансовой возможности вывозить биоотходы в Тенгиз или Атырау. Малый забойный цех даёт семье скромный ежедневный доход, и, если вопрос не решится, им придётся закрыться. Последняя надежда на правительство.
Ляззат КАРАЖАНОВА
В Атырау -3