Атырау, 9 декабря 14:58
 ясноВ Атырау 0
$ 508.30
€ 592.17
₽ 6.63

Бывший железнодорожник из Атырау судится с КТЖ

6 366 просмотров
Фото сгенерировано ChatGPT

Бауыржан Картан, экс-главный инженер Атырауского отделения ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», подал в суд на своего бывшего работодателя. Он утверждает, что уволен незаконно — и дело не в якобы «непройденной» аттестации, а в систематическом давлении со стороны нынешнего директора Аслана Базаргалиева.

Уверен, всё началось из-за моей активности, — говорит Картан.

«Затаил обиду за неподчинение»

С Базаргалиевым, по словам Картана, они пересекались ещё до его назначения на пост директора: тот был замом по логистике и уже тогда якобы пытался навязать чуждые функции.

Я отказывался. Когда он стал директором, начались придирки. Особенно его расстраивало, что я проявил инициативу при подготовке к юбилею одного из фронтовиков-железнодорожников. У него, похоже, опыта в таких делах не было, и его задевало, что я оказался на виду.

Всё это, утверждает Картан, вылилось в открытую травлю в разгар выборов председателя профсоюза в 2023 году. Тогда он находился в отпуске без содержания по семейным обстоятельствам, но директор всё равно пытался «задействовать» его в продвижении нужного кандидата. Картан отказался вмешиваться.

Он не переносит неподконтрольных. До меня заставил уйти прежнего лидера Нурбола Нурышева. Теперь и со мной расправился, — говорит он.

Профсоюзные выборы с элементами давления?

18 июня в Доме профсоюзов прошли новые выборы председателя. Тогдашний глава организации Боранбай Камиев утверждает - на него оказывалось давление. В зал голосования, по его словам, пришёл Базаргалиев с группой сторонников и, когда его попросили уйти и не вмешиваться в процесс выборов, он отказался уйти. Камиев в свою очередь покинул помещение в знак протеста еще до окончания голосования, а позже был досрочно отстранён — хотя мандат у него до 2028 года.

Меня сняли потому, что я на последнем совете поднял вопрос прозрачности бюджета, — уверен Камиев.

По итогам голосования председателем стал начальник участка станции Карабатан Мереке Басанов.

Камиев заявляет, что процедура была проведена с нарушениями: делегатов якобы подговаривали, людьми, отдававшими голоса, манипулировали. Отдельно он указал на роль замдиректора Бегадила Саурова, который, по его словам, не имел права выдвигать кандидатуру Басанова — у того не было нужного профсоюзного стажа.

— Сначала результат был равным. Потом произошла пауза, после которой — внезапно — у Басанова стало на один голос больше, — вспоминает Камиев.

Он подал жалобы в отраслевой профсоюз «Казпрофтранс», в Федерацию профсоюзов, а также написал заявление в Атырауский линейный отдел полиции. На этом основании 24 мая было возбуждено уголовное дело по статье 154 УК РК «Воспрепятствование законной деятельности представителя работников». Фигурант — всё тот же Сауров.

В свою очередь, Сауров утверждает, что это клевета. Он признал факт возбуждения дела, но сообщил, что подал встречное заявление в полицию о распространении ложных сведений и подделке документов. По его словам, в письме Камиева в центральный совет профсоюза пять подписантов опровергли свою подпись, а 22 — даже не видели текст.

— Я не говорил, что хотел «протащить» Басанова. Сказал лишь, что он — хороший специалист. Голосует коллектив, — пояснил Сауров, — Он разбирается и в культуре, и в безопасности. А железная дорога — это зона повышенного риска.

Пока следствие ведётся в двух параллельных расследованиях — по заявлениям Камиева и Саурова.

Председатель «Казпрофтранса» Оразгали Ахметбаев подтвердил, что выборы прошли в рамках устава: раз в год — это допустимо. А вот обвинения в давлении и манипуляциях он отверг.

«Меня унижали при всех»

Картан утверждает, что давление он ощущал на всех уровнях:

— Меня высмеивали на собраниях, игнорировали заслуги. Благодарственные письма от акимата просто прятали. Даже после паводка, когда я координировал защиту объектов, директор позволял себе насмешки. Я ушёл со всех общественных постов — от участковой комиссии до партии «Аманат» — надеясь, что отстанут. Не помогло.

Официально же причиной увольнения Картана стало собеседование, которое он якобы провалил. Но он утверждает: тест прошёл успешно (90% правильных ответов), а вот на собеседовании задавали странные, «непрофильные» вопросы.

Заключение комиссии было вынесено без моего участия. Мне ничего не объяснили. Я подал возражение — ноль реакции. Комиссия была сформирована с нарушениями: от работников туда включили человека без выборной должности, а моего профсоюзного представителя не пригласили вообще.

По его словам, инициатором увольнения был лично директор.

— Впервые в регионе человека уволили по итогам собеседования. Все были в шоке. Этот руководитель борется не с проблемами, а с людьми.

«Это была моя жизнь»

Бауыржан Картан — железнодорожник с 23-летним стажем. В системе «КТЖ» с 2017 года. Курировал охрану труда, экологию, закупки, метрологию, ЧС и гражданскую оборону. За всё время — ни одного серьёзного ЧП.

— Я пришёл с нуля, всё построил на железной дороге. Это был смысл моей жизни и источник благополучия семьи, — говорит он.

Аслан Базаргалиев возглавляет филиал с ноября 2021 года. До этого — заместитель директора по логистике. В прошлом он уже попадал в поле зрения антикоррупционной службы по подозрению во взятке, но дело закрыли «за отсутствием состава».

На момент публикации он находился в трудовом отпуске. Мы направили официальные запросы в адрес компании, полиции и профсоюзов.

Продолжение следует.

Айнур САПАРОВА

24 июня, 14:19

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.