Атырау, 16 июля 16:01
 ясноВ Атырау +29
$ 525.87
€ 614.37
₽ 6.72

Неспокойно в небе над Тенгизом. Что происходит в авиационной службе CRS LLP?

34 017 просмотров


В редакцию «Ак Жайык» обратились бывшие сотрудники компании Caspian Radio Services LLP (CRS LLP) — подрядчика ТШО, работающего на аэродроме Тенгиз. Поводом стали жалобы на условия труда, задержки с выдачей документов и потенциальные риски для безопасности полётов.

Авиадиспетчер Турар Жумагалиев уволился из CRS 22 мая. Причиной, с его слов, стала «низкая зарплата» и нарушения трудового законодательства. По его словам, он получал 750 тысяч тенге, что, по его оценке, существенно ниже зарплат в аналогичных компаниях. Премий, как утверждает Турар, он не видел, а при увольнении не мог получить диплом, обучение на который оплачивала компания.

Компания приглашала преподавателей из киевского авиационного университета. С 2016 по 2018 год они приезжали в Атырау читать лекции. Я защитил дипломную работу и получил диплом инженера-авиадиспетчера. Согласно договору, я обязан был отработать пять лет. Эти пять лет я отработал до 2023 года, – рассказывает Турар. – Но при увольнении руководство тянуло с приказом и не возвращало документы.

Что происходит в небе над Тенгизом

Авиадиспетчерский пункт на месторождении – это, по сути, «глаза и уши» над аэродромом. Контроль за воздушным пространством, координация рейсов, взлёты, посадки, обеспечение безопасности полётов дронов, вертолётов и вахтовых самолётов – всё это входило в обязанности Жумагалиева.

Средний рейс Dash-8 длится около 30 минут. Главное – чтобы в момент его прохождения в зоне не было беспилотников или других воздушных судов, – объясняет он. – Работа требует быстрой реакции и хорошего здоровья. Но сейчас на сменах работают пенсионеры, у которых проблемы с давлением.

Некоторые из них, по словам Турара, не проходят ежедневные медосмотры, хотя это обязательное требование. Он утверждает, что одного из таких работников даже направляли на лечение, но в документах впоследствии появилось, будто он его прошёл.

Похожая история у бывшего коллеги Жумагалиева – Ербола Серикбая, уволившегося в конце 2023 года. Он тоже жаловался на низкую зарплату, отсутствие компенсации за проезд и отказ выдавать документы при увольнении.

- В компании меня не хотели отпускать, не выдавали документ об окончании работы в должности авиадиспетчера. Также отказывали в выплате отпускных. Я написал жалобу в ТШО, и в итоге деньги выплатили, — говорит Ербол.

Заявления без рассмотрения

После увольнения Турар направил письмо в Тенгизшевройл, в котором описал ситуацию и выразил не только опасения по поводу авиационной безопасности, но и жалобы, которые накопились за годы работы.

«Диспетчерская вышка ATC на Тенгизе — это место, где контролируется воздушное пространство над Тенгизом. У воздушного пространства есть свои границы. Почти каждый день и по несколько раз в день над Тенгизом летают самолёты Dash-8, а также дроны и вертолёты...

...Был случай, когда врач ТШО направил одного диспетчера на лечение в Атырау, и его фактически отстранили от работы. Но CRS не отозвала его, и он продолжил работать на объекте Bridge. Позже руководство подделало документы, в которых указали, что он прошёл лечение.

Это, на мой взгляд, представляет риск для авиационной безопасности. Сейчас работают двое пожилых диспетчеров, уже вышедших на пенсию. Насколько мне известно, CRS нанимает ещё одного — их будет трое. 

Также во время переработок руководство CRS нарушает законы Казахстана — платит менее 1,5 ставки. В командировках платят всего 6000 тенге в день, что также является нарушением.

Это только мои жалобы. Уверен, если спросить других работников CRS, они подтвердят ещё больше нарушений.

Также были факты, когда начальство изымало свидетельство диспетчера. Это противоречит закону, так как свидетельство должно находиться у диспетчера во время работы...», — пишет Турар в обращении в ТШО.

От ТШО пока ответа нет, зато заместитель руководителя департамента Комитета государственной инспекции труда Кемел Имангалиев ответил, что заявление составлено с нарушениями Административного кодекса. «Поскольку требования в установленный срок приведены не были, рассмотрение заявления прекращается...». 

Второй ответ пришёл от отдела контроля трудовых отношений: без доказательств правонарушений и документов о работе жалоба не рассматривается.

Что говорит руководство CRS LLP

Мы обратились за комментарием в компанию. Позже в редакцию пришли заместитель руководителя Азамат Игисинов и менеджер по персоналу Марина Муратова.

По их словам, Жумагалиев не предъявлял никаких претензий при увольнении, а диплом ему никто не мешал получить – «документ выдает университет». Нарушений законодательства, по их словам, нет, суточные и командировочные оплачиваются по нормам.

На Тенгизе у нас работают десять человек. В компании – около сотни. Текучки нет, нехватки специалистов тоже, – отметил Игисинов.

Руководители также заверили, что все пакеты документов, включая трудкнижки, были переданы работнику.

Справка «АЖ»

Caspian Radio Services LLP зарегистрирована в Казахстане с 2004 года. Основная деятельность – аэронавигационное обслуживание, эксплуатация аэродромов, сопровождение беспилотников. Основные заказчики – ТШО и NCOC. Руководитель – Берик Игисинов, учредитель – Ерлан Хабдулхахов.

Компания имеет один госконтракт с АО KEGOC на сумму 34 миллиона 811 тысяч тенге – облёты линий электропередачи с помощью БПЛА.

В 2024 году на CRS наложены два административных штрафа: за занижение налогов (1 млн 196 тысяч тенге) и за неисполнение обязанностей налогового агента (650 тысяч тенге). За последние десять лет компания перечислила в бюджет более 2 миллиардов 830 миллионов тенге.

Уже на момент публикации Турар известил редакцию, что его диплом все-таки нашли и попросили забрать.

Айнур САПАРОВА

Фото Турара Жумагалиева

12 июня, 17:46

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.