
В Казахстане могут разрешить платную тонировку передних боковых стёкол автомобилей с дифференцированной системой тарифов, передает Kolesa.kz
С соответствующей инициативой выступил депутат фракции Respublica Олжас Куспеков, направив официальный запрос заместителю премьер-министра – министру национальной экономики Серику Жумангарину.
По словам депутата, подобное решение не только приведёт к легализации существующего спроса, но и позволит государству ежегодно зарабатывать до 50 млрд тенге. Эти средства, как отметил Куспеков, могут быть направлены на развитие инфраструктуры и ремонт автодорог.
«Даже при охвате всего 5 % автопарка и средней стоимости разрешения 50 МРП (примерно 165 тыс. тенге) поступления в бюджет могут превысить 50 миллиардов тенге», — отметил депутат.
Согласно данным Бюро нацстатистики, по состоянию на 1 мая 2025 года в стране зарегистрировано более 6,1 млн транспортных средств, из которых 86,5 % — легковые автомобили.
В своём обращении мажилисмен напомнил, что техрегламент Таможенного союза допускает тонировку, если светопропускание составляет не менее 70 %. А международный опыт — в частности, Кыргызстана, Узбекистана, ОАЭ и Южной Кореи — демонстрирует успешность подобной практики. Например, в Кыргызстане за 2024 год поступления от платной тонировки составили более 4 млрд тенге.
Предложения Куспекова включают:
- разработку механизма платной тонировки передних боковых стёкол;
- создание специального фонда с прозрачным использованием поступлений;
- контроль за светопропусканием через техосмотр;
- внедрение тарифной градации — «Эконом», «Бизнес» и «Премиум».
При этом различия между тарифами депутат пока не раскрыл.
Однако, напомним, в Министерстве внутренних дел ранее категорически выступали против разрешения такой практики, указывая на риски ухудшения видимости и рост аварийности, особенно в ночное время.
А первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев в 2024 году заявлял:
«Вопрос с тонировкой не первый день поднимается, сейчас МВД изучает историю запрета на тонировку передних и лобовых стекол. Эти вопросы ставят и депутаты. Я вам скажу, что есть регламент Таможенного союза, где прописано, насколько должны быть затонированы передние стекла. Это было связано с трудностями идентификации нарушений ПДД и так далее. Сейчас появились новые технические средства фиксации нарушений, поэтому мы изучаем, насколько это возможно или это будет во вред», - сказал замминистра.
В настоящее время тонировка передних стёкол в Казахстане запрещена, а штраф за нарушение составляет 5 МРП — 19 660 тенге в 2025 году.
В Атырау -8