
Работа шла по обычной схеме — кабели прокладывали вдоль опор, сидя в легковом автомобиле. Но 17 января всё пошло не по плану. Один из кабелей зацепился за ногу Рысдаулета, и в этот момент кран начал подъём. Ногу зажало, произошёл тяжёлый перелом. Позже в кость вставили металлическую пластину.
- Обычно крановщик предупреждал нас по рации, когда начинал подъём. В тот день — молчание. Не сказал ни слова. В результате я оказался в больнице. «Скорую» не вызывали — отвезли на машине. Тогда бригадир по имени Берик сказал: «Скажем, что ты с лошади упал. Иначе всё встанет». А в больнице добавил: «Не переживай, пока ты лечишься, я за тебя работу сдам, кредиты твои закрою, помогу», — вспоминает Рысдаулет.
С тех пор прошло четыре месяца. Он всё ещё хромает, нога опухшая, боль не отпускает. Но, пожалуй, самая большая боль — полное отсутствие ясности: кто был его работодателем?
Без имени, без договора, без гарантий
На момент получения травмы у Рысдаулета не было ни контракта, ни записи в трудовой книжке.
- Когда я только пришёл, спросил, как называется фирма. Берик ответил: «Потом узнаешь, когда начальство приедет», — говорит он.
После выписки из больницы Рысдаулет уехал в Астану и написал заявление в полицию на того самого Берика. Также он нанял адвоката и пытается выяснить, кто всё-таки нанял его на работу. По его словам, при трудоустройстве ему обещали 600-700 тысяч тенге в месяц. За три недели работы он получил 150 тысяч.
Тем временем на нём висят два кредита. Каждый месяц нужно платить 400 тысяч тенге. А теперь с травмой он даже не может устроиться на стройку — здоровье не позволяет.
Найти виновных — миссия невыполнима
Сестра Рысдаулета, Салтанат, требует компенсацию от компании: 7 миллионов тенге за моральный и материальный ущерб. Вместе с братом она начала искать ответственных.
- Через адвоката мы вышли на компанию «Аквамарин». Но директор Талгат сказал, что не имеет отношения к нашему случаю. Мол, передал работы субподрядчику. Кто этот субподрядчик — найти невозможно, все друг на друга кивают, — рассказывает она.
По данным пресс-службы акимата Атырауской области, заказчиком ремонта в Акжайыке выступает отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Махамбетского района. Подрядчик — ТОО «АКваМАрин Ж». Контракт подписан 18 ноября 2024 года, монтаж начался в тот же день и завершился 27 декабря. Сумма — 193 миллиона 2 тысячи тенге.
Проект назывался: «Ремонт ВЛ-10 кВт от ПС 35/10 №23 “Егизкуль” до села Акжайык с промежутком в село Есбол».
Формально директор компании — Арыстанбай БАЙТАКОВ. Но по телефону с нами говорил Талгат БАЙТАКОВ, представившийся заместителем директора. Он подтвердил, что Рысдаулет работал у субподрядчика, но не у «Аквамарина».
Только после настойчивых просьб он прислал в WhatsApp название субподрядной фирмы — ТОО «Люкс Строй-2050» и контакт некоего Нуржана. Но тот, с кем мы поговорили, заявил: «К этой компании я не имею никакого отношения». После этого Талгат на сообщения больше не отвечал.
Концов не найти
Сегодня Рысдаулет не может ни работать, ни зарабатывать, ни добиться справедливости. Он до сих пор не знает, кто был его нанимателем. А началось всё с обычного обещания: «Скажем, что ты с лошади упал». Легко сказали. Легко уехали. А он остался — с болью, долгами и вопросами без ответа.
Позже на наши повторные вопросы представитель подрядчика Талгат Байтаков сначала уточнял, кто именно с ним разговаривает, а затем всё же ответил: «Берик и Нуржан — сотрудники этой компании. Как произошло производственное происшествие, что случилось — об этом спрашивайте у них».
UPD. В областной трудовой инспекции сообщили, что в настоящее время ведётся проверка обстоятельств инцидента, однако на данный момент данный факт официально не зарегистрирован, и заявление от указанного работника в ведомство не поступало.
Айнур САПАРОВА
В Атырау -5