
«Люди привыкли, что Грузия - это «Гамарджоба, генацвале, добро пожаловать, угощайтесь вином!». А когда встречает строгий пограничник и спрашивает, зачем приехал, для них это как будто неожиданно»
Несколько недель казахстанское медиапространство упорно «качает» тему депортации наших граждан из Грузии. В СМИ всплыли воспоминания годичной и более давности, когда казахстанцев разворачивали в аэропортах Тбилиси и других без объяснения причин. Отказу во въезде при этом якобы предшествовало грубое обращение пограничной службы Сакартвело с нашими туристами.
Напомним, въезд в Грузию для граждан Казахстана, как и для граждан большинства государств мира, безвизовый сроком на один год.
TAJ.report разбирался в ситуации в месте с экспертами. Председатель Казахстанско-грузинского экономического объединения и почетный консул Казахстана в Грузии Георгий Джахуташвили в разговоре с каналом сразу отметил: дыма без огня не бывает.
«Мы переговорили с минэкономики и с представителями пограничной службы – описываемые случаи в аэропортах действительно фиксировались. На границе приезжающих разворачивают по ряду причин. Но вместе с тем ситуация похожа на то, что из мухи раздули слона.
Потоки въезжающих в Грузию увеличиваются, на что влияют разные факторы, в том числе война в Украине. Число туристов растет - и криминальная статистика тоже.
И понятно, что в рамках усиления безопасности на границе ужесточили требования к приезжающим, запрашивают наличие обратных билетов, брони отелей, страховку, наличие средств», – говорит собеседник.
Вместе с коллегами он поднял статистику «Эйр Астана» по прошлому году.
«Из 100 тысяч казахстанцев, прибывших бортами «ЭА», грузинские власти развернули в Казахстан только 260 человек. У других стран этот показатель доходит до 6-7%. То есть Казахстан с самой низкой статистикой просто попал в общую «кашу», - считает Георгий Джахуташвили.
Из Казахстана приезжает много людей за машинами и бывают случаи, когда завозят незадекларированные деньги. При выявлении этого факта их штрафуют на 10% от суммы ввезенных средств.
«Регистрировались криминальные случаи, когда уроженцы стран Центральной Азии регистрировались на «Glovo» и закладывали наркотики. Это факты от МВД Грузии. Логично, что контроль потока граждан из ЦА и других государств ужесточили», - продолжает спикер.
Недавно в Грузии задержали двух граждан Казахстана по подозрению в совершении наркопреступлений. В ходе обыска у них изъято 34 упаковки с метадоном и марихуаной. Им грозит лишение свободы на срок до 20 лет либо пожизненное заключение. Кстати, с этого года Грузия ужесточила наказание за наркопреступления.
Человеческий фактор
«Мы признаем: параллельно с усилением требований грузинская сторона «чуть прозевала» в гостеприимстве: надо строго требовать исполнения закона, но не терять гостеприимства - это уже часть сервиса», - говорит Джахуташвили.

«Они к нам обратились, мы помогли. В любом случае мы отвечаем за наше поведение.
Моим знакомым, которых впустили в Грузию, тоже не всегда нравится, как с ними разговаривают по прилете. Люди привыкли, что Грузия - это «Гамарджоба, генацвале, добро пожаловать, угощайтесь вином!». А когда встречает строгий пограничник и спрашивает, зачем приехал, для них это как будто неожиданно», - делится мыслями собеседник канала.
Не оспаривая очевидную необходимость строгого следования правилам безопасности, Казахстанско-грузинское экономическое объединение донесло до госорганов и пограничной службы важность более вежливого формата взаимодействия с прибывающими в страну казахстанцами.
«Этот вопрос можно считать решенным: заместитель министра экономики и устойчивого развития Грузии Мариам Квривишвили подтвердила, что для граждан РК будут послабления: не будут требовать обратного билета, брони отелей. Также для сотрудников пройдут тренинги «сервис плюс»», - рассказал нам почетный консул Казахстана в Грузии.
Проблем в Грузии у казахстанцев не будет, заверил он нас: пусть не боятся, главное – не нарушать законы.
«А гипотезу, что некая третья сторона хочет испортить наши отношения, оцениваю как маловероятную. На границе сыграл роль человеческий фактор, требования ужесточили, появились недовольные люди, накопилась какая-то масса, выдала это в соцсетях, а дальше сработало сарафанное радио», - говорит собеседник.
Политические и коммерческие риски
Руководитель аналитического центра «Geocase» (Грузия) Виктор Кипиани отмечает: на данном этапе сложно убедительно говорить, в чем могут крыться причины «этого, мягко говоря, недоразумения».
«Нужно учитывать тот факт, что в современных отношениях пересчет даже единичных случаев отказа во въезде несет медийный эффект, который, как мы наблюдаем, распространился через медиа в Казахстане. Вокруг темы уже создан определенный ажиотаж. Речь может идти не об исключениях из правил, а об определенных предвестниках тренда.
Насколько мне известно, в какой-то степени это уже повлияло на пассажирский оборот. Это та самая неприятная первая ласточка, которая - в случае перехода в тенденцию - может транслироваться в конкретные коммерческие и политические риски», - считает аналитик.

«Мне известны другие моменты данного этапа, но не хочу распространяться сейчас. Хотелось бы, чтобы любая информация, которая попадает в медиа, была подвергнута высокому тесту ответственности», - подчеркнул Виктор Кипиани.
Он констатировал, что Казахстан остается важным партнером Грузии.
«В регионе Казахстан позиционируется как средняя держава, и это важно для правильного позиционирования Грузии посредством РК в Центральной Азии.
Второй момент: Казахстан крайне заинтересован в успешном функционировании проектов в Грузии. Будучи в Астане в прошлом году, я четко увидел у вашей страны искреннее желание развить свое присутствие в Грузии, что для нас особенно важно, учитывая наше непростое геополитическое и географическое пространство.
И большее присутствие Казахстана в Грузии - это крайне деликатный момент, который поможет нам правильно балансировать и правильно выстраивать отношения со своими довольно непростыми соседями», - продолжает эксперт.
Помимо всего прочего, Срединный коридор или, как его еще называют, Центральный коридор, является связующим звеном между РК и Грузией.
«Проект имеет не двусторонний, а многосторонний формат, но, когда мы говорим об основных звеньях (Грузия замыкает проект, а Казахстан выступает проводником проекта), то любые недоразумения между ведущими игроками могут в той или иной степени повлиять на успешную реализацию и расширение масштабов проекта.
А возвышение Казахстана в нашем регионе, на побережье Черного моря, которое в силу разных событий и процессов играет ключевую географическую роль в региональном измерении, является важным условием развития статус-кво.
Мы не должны кривить душой – тот же Срединный коридор не осчастливил некоторых из наших соседей. Успешная реализация данного проекта прямым образом затрагивает функционирование так называемого Северного коридора», - фокусирует внимание аналитик.
В таких делах не бывает мелочей
Он подчеркивает: в двусторонних отношениях не бывает деталей – важны все фрагменты, которые после масштабируются и проецируются в медиапространство, а далее – отражаются в сознании обычных граждан.
«И это восприятие не менее важно, чем отношения между властями, официальными структурами, госучреждениями, поскольку public perception служит главным фундаментом любых здоровых отношений.
А вдаваться в конспирологию и видеть в этом кейсе влияние третьей стороны я не склонен. В грузинской среде конспирология, к сожалению, приняла наивысшие обороты практически во всех сферах управления государством. При этом я не исключаю, что объяснение фактов выдворения граждан РК из Грузии может крыться в причинах более структурного характера.
Так ли это - покажет дальнейший процесс, но не хотелось бы дойти до точки констатации этого обстоятельства», - говорит Виктор Кипиани.
Чтобы этого не произошло, как минимум, нужна нормальная коммуникация между сторонами.
«Несмотря на то, что я грузин, гражданин Грузии и мне близка моя страна, исходя именно из национальных интересов, я болею за здравые грузино-казахстанские отношения. А сейчас не могу не отметить дефицит должного подхода и реагирования с грузинской стороны, дефицит ответственности», - отмечает собеседник канала.
На следующий день после нашего разговора с главой «Geocase» чрезвычайный и полномочный посол Грузии в Казахстане Николоз Лалиашвили заявил, что Сакартвело ценит дружбу с республикой и делает все возможное для создания благоприятных условий для казахстанских туристов. По его данным, в 2024 году Грузию посетили 209 234 гражданина Казахстана. Отказ получили 879 человек. С января по март 2025 года въехали 24 923 гражданина и 285 получили отказ.
Рады только в Китае?
Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев рассказал нам, что сталкивался с холодным приемом на границе практических во всех странах, включая родину.
«Дружелюбно встретил только Китай, да и то, возможно, мы просто удачно попали. В РФ, в ОАЭ пограничники явно не очень любят приезжающих. Их казахстанские коллеги тоже не очень рады гостям, даже своим согражданам, в ранние/поздние часы прилетов. Это везде бывает. В еврозоне на тебя вообще смотрят как на врага народа и потенциального террориста.
Осенью прошлого года в Грузии я протянул документы офицеру погранслужбы, он в ответ начал болтать с коллегой. В других странах тоже сталкивался с не самыми приятными ситуациями на границе. Туристы и бизнесмены оставляют деньги, хотелось бы чуть более вежливого отношения», - делится мыслями Ашимбаев.
Он напоминает, что есть законодательство, а есть практика: например, пограничник встал не с той ноги и депортировал 10 человек.
«Такие вопросы надо системно прорабатывать. А теории заговора в кейсе с нашими туристами в Грузии я не стал бы привлекать – просто у нас люди очень болезненно реагируют на любые негативные моменты. В соцсетях разразилась небольшая буря, и пошла цепная реакция», - говорит политолог.
Он констатирует большой наплыв чужестранцев в маленькую Грузию в свете войны в Украине, релокации россиян, приезда украинских беженцев, прихода и расширения иностранного бизнеса.

«И у местных граждан, традиционно гостеприимных, этот приток, возможно, вызвал определенное недовольство. В Алматы тоже было негодование массовым приездом релокантов. Гостеприимство - это хорошо, но в меру.
Насколько можно понять, ситуация с отказами во въезде коснулась не только казахстанцев, но и всех приезжающих. Однако по казахстанскому кейсу вопрос уже проработан, с грузинской стороной достигнуто соглашение: впредь к гражданам нашей страны вопросов не будет возникать.
Здесь надо отдать должное оперативно сработавшему посольству РК в Грузии. На проблему было обращено внимание руководства Грузии - не только внешнеполитического, но и политического, приняты обязательства по прекращению необоснованных отказов во въезде гражданам РК. Всем соответствующим службам даны указания гражданам Казахстана сделать режим более благоприятным», - отмечает Данияр Ашимбаев.
На высоком уровне для казахстанских учреждений подобное скорое разрешение ситуации - достаточно редкое явление, добавил собеседник.
Только цифры
По итогам апреля 2025 года Казахстан входит в топ-10 стран по объему денежных переводов в Грузию: 7,155 млн долларов США. На первых строчках США с 53,987 млн долларов США, Италия - 50,211 млн долларов США и Россия - 39,867 млн долларов США.
За 3 месяца этого года Грузию посетило рекордное число иностранцев (в том числе с нетуристическими целями) - почти миллион. Наша страна вновь в топе – девятая строчка (21 625 визитов, при этом зафиксировано снижение визитеров, в том числе туристов, по сравнению с аналогичным периодом 2024-го на 22,4%).
В 2024 году объем внешней торговли Грузии достиг 23,435 млрд долларов США, что на 8% превысило показатель предыдущего года. Лидирующие позиции в списке занимают Кыргызстан, Казахстан и Азербайджан: 1,287 млрд долларов США; 859,946 млн долларов США; 724,534 млн долларов США соответственно.
Экспорт Грузии в основном представлен легковыми автомобилями, ферросплавами и алкогольной продукцией. Импорт - легковыми автомобилями, нефтью и нефтепродуктами, а также фасованными лекарственными препаратами.
Председатель Казахстанско-грузинского экономического объединения Георгий Джахуташвили подтверждает рост показателей в двусторонних отношениях.
«У всех компаний нарастающие цифры по оборотам, налогообложению. Все настроены на расширение бизнеса; параллельно развиваются инвестпроекты, в том числе логистический терминал в Поти, которой поможет усилить средний поток.
Грузопоток из Казахстана увеличился на 30%. В экспорте Казахстан - один из топов стран, 13% от всего экспорта приходится на вас.
Казахстанские туристы – это самый быстро растущий поток. В начале июня в Атырау пройдет бизнес-форум, где мы подведем итоги двустороннего партнерства в торговле, инвестициях, туризме», - сообщил нам Георгий Джахуташвили.
Советы для гостей
В каких случаях повышается риск депортации:
- Отсутствие обратного билета.
- Отказ предоставить доказательства финансовой состоятельности.
- Превышение срока пребывания по визе или безвизовому режиму.
- Отсутствие медицинской страховки, если она обязательна по визовому режиму.
- Несоответствие цели поездки - если, например, вы въехали как турист, а при опросе говорите, что ищете работу или собираетесь учиться.
- Проблемы с законом в стране пребывания.
Как снизить риск депортации:
- Иметь обратный билет или четкое объяснение, почему его нет (например, маршрут по нескольким странам).
- Подготовьте документы, подтверждающие вашу цель поездки: брони отелей, приглашения, медицинскую страховку.
- Иметь доказательства финансовой состоятельности: выписки с банковских счетов, справки о зарплате.
- Не лгать при прохождении паспортного контроля - ложные ответы могут привести к немедленной депортации.
- Если получено уведомление о депортации, немедленно обратитесь к миграционному юристу и подайте апелляцию.
В Атырау +1