
Из-за обмеления Каспия суда в порту Актау загружают лишь частично: угроза для экспорта нефти и грузоперевозок, сообщает Kazinform.
В порту Актау обострилась проблема, связанная с падением уровня Каспийского моря. Как сообщил начальник отдела Актауского международного морского торгового порта Ерболат Тлепиев, танкеры и сухогрузы вынуждены загружаться не полностью из-за риска задевания дна — судоходство становится неэффективным.
Так, сухогрузные суда, рассчитанные на 6500 тонн, в реальности загружаются лишь на 5500 тонн. С аналогичной проблемой сталкиваются и нефтяные танкеры грузоподъемностью 12 тыс. тонн — на практике они берут не более 9–10 тыс. тонн, чтобы избежать посадки на мель.
Несмотря на логистические ограничения, объёмы перевалки через порт Актау выросли на 20% в сравнении с прошлым годом. В первом квартале 2025 года обработано более 17 тыс. контейнеров (рост на 134%). Через порт идут экспортные потоки нефти, зерна, металлов и контейнерных грузов в Россию, Азербайджан, Иран и Туркменистан.
В случае дальнейшего снижения уровня Каспия без проведения дноуглубительных работ, морские перевозки окажутся под серьёзной угрозой, предупредили в порту.
Министр транспорта РК Марат Карабаев заявил, что в мае в акватории порта Актау начнутся дноуглубительные работы. Финансирование поступит частично из средств КТЖ и частично из бюджета. Первый этап завершат до конца года, второй — в следующем.
В рамках проекта будет изъято около 2 млн кубометров песка, которым засыпят мелководные участки и сформируют новый участок суши площадью 171 га. На этой территории планируется строительство грузового терминала.
— Мы планируем, что дноуглубительные работы начнутся в мае. Часть средств предоставляется дополнительно за счет КТЖ, часть — Правительством. До конца года мы закончим часть работы. Второй этап будем делать в следующем году. Эти работы позволяют судам загружать грузы в полном объеме. А песок, извлеченный со дна, засыпают в неглубокие места, увеличивая высоту на 2 метра. Благодаря этому появится новый земельный участок площадью 171 га. Там планируется построить терминал, — говорит министр транспорта.
Напомним, по данным на начало 2025 года, уровень воды в Каспийском море с 2006 года снизился примерно на 2 метра, что уже оказывает системное влияние на логистику и морскую торговлю Казахстана.
В Атырау -2