
По данным Республиканского государственного казённого предприятия «Охотзоопром», на территории Атырауской области 27 марта 2024 года в Курмангазинском районе зарегистрировано около 67 000 особей, а в Махамбетском и Индерском районах — более 10 000 особей.
Состояние сайгаков оценено как удовлетворительное. Об этом сообщил начальник областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Ризабек ДАУЛЕТОВ в официальном ответе корреспонденту «АЖ».
Однако в конце прошлого года распространились сообщения о массовой гибели сайгаков в регионах Суюндук и Азгир Курмангазинского района, а также в сёлах Асан, Уштаган и Суюндук. Фермеры жаловались на бездействие государственных органов.
«Тушки сайгаков остались лежать на месте, у местных жителей нет права их убирать. Мы поднимали этот вопрос ещё во время нехватки кормов, но с 2023 года никаких конкретных действий предпринято не было», — говорится в сообщении в Telegram-канале областного акимата.
Откуда пришли сайгаки?
По словам Даулетова, зимой при сильных снегопадах сайгаки Уральской популяции мигрируют из Западно-Казахстанской области в песчаные районы Атырауской области — в Курмангазинский, Индерский и Махамбетский районы. В феврале они возвращаются обратно.
С целью защиты сайгаков от браконьерства инспекция, Западный региональный филиал «Охотзоопрома» и правоохранительные органы совместно проводят охранные мероприятия.
Согласно данным инспекции, в 2023 году численность сайгаков Уральской популяции в пределах Западно-Казахстанской и Атырауской областей составляла 1 130 000 особей. К апрелю 2024 года эта цифра достигла 1 620 000.
Даулетов считает, что увеличение численности стало возможным благодаря охране мест обитания и миграционных путей сайгаков, борьбе с незаконной торговлей сайгаками и их дериватами, усилению контроля за браконьерством и ужесточению законодательства в этой сфере.
Почему гибли сайгаки?
В октябре 2024 года в сельских округах Балкудук, Суюндук и Азгир Курмангазинского района были обнаружены туши сайгаков. По данному факту была создана межведомственная рабочая группа и проведена проверка.
В результате из 17 туш были взяты пробы, и лабораторно подтвержден диагноз — пастереллёз. А в ноябре вблизи Азгира были найдены ещё 70 туш без следов огнестрельных ранений или других повреждений. Специалисты оценили это как естественную гибель в период гона.
Во время сезона спаривания сайгаки тратят много энергии, что приводит к их истощению, стрессу, болезням и, как следствие, естественной гибели. Дополнительными факторами могут стать неблагоприятные погодные условия и нехватка корма. По некоторым данным, самцы сайгаков в среднем живут 7 лет, самки — 9 лет. Гибель в период гона зависит от условий среды обитания и общего состояния животных.
По словам Даулетова, по каждому зафиксированному случаю гибели сайгаков были созданы рабочие группы, туши собраны и уничтожены методом сжигания в специально отведённых местах.
Айнур САПАРОВА