Процесс над руководителем оргкомитета незарегистрированной партии «Алга!» Владимиром Козловым, а также Сапаргали и Аминовым начался под председательством судьи Бердибека Мырзабекова, который судил шетпинцев, обвиненных в организации массовых беспорядков и сопротивлении властям, сообщает из зала суда гражданский активист Макс Бокаев.
Эстафету актауских судов на этом процессе принял также один из прокуроров, по фамилии Жанаев, который тоже обвинял шетпницев и требовал по отношению к ним сурового приговора. Интересы подсудимого Козлова в суде представляют адвокаты Сарсембина и Плугов, подсудимого Сапаргали защищает адвокат Адильбаева, а подсудимого Аминова – адвокаты Досболов и Батиева . Владимира Козлова обвиняют по трем статьям – призыв к насильственному свержению конституционного строя, разжигание социальной розни, участие в ОПГ. Подсудимых Сапаргали и Аминова по статье участие в ОПГ не обвиняют.
Суд начался в 10 часов утра, как и было объявлено, всем участникам процесса разъяснены их права и обязанности. Когда подсудимых вводили в зал, их приветствовали стоя аплодисментами. На процесс собралось много людей, чтобы проявить свою солидарность, много также представителей прессы. В зале были замечены Евгений Жовтис, Булат Абилов, Рысбек Сарсенбайулы, Роза Акылбекова и другие, а также иностранные наблюдатели. Зал был полон
Процесс начался согласно установленным процедурам. Подсудимый Владимир Козлов, посчитавший, что были нарушены его права, обратился к суду с ходатайством приостановить процесс, так как в соответствии с УПК ему должны были дать время на ознакомление с обвинительным заключением, которое он получил только вчера, обвинение состоит без малого из почти полутора тысяч страниц. В целом же, все уголовное дело против оппозиционеров составляет 62 тома.
Прокуроры в свою очередь сообщили, что 11 августа Козлову обвинительное заключение было предоставлено, но он отказывался его принимать по своим причинам. По этому поводу был составлен акт. Козлов дал согласие начать ознакомление с копией обвинительного заключения только 15 августа. Адвокат Плугов в этой связи заявил, что суд, не выяснив дату вручения обвинения, нарушил положения УПК.
Ходатайство судом было принято, однако судья, как говорится, прислушавшись к своим внутренним убеждениям, в итоге отклонил ходатайство, заявив, что переносить процесс необходимости нет. В этой связи защитник Козлова – адвокат Сарсембина заявила ходатайство об отводе судье Мырзабекову. Все адвокаты защиты ходатайство Сарсембиной поддержали. Прокуроры, естественно, попросили судью ходатайство отклонить, заявив, что состав суда был определен заранее, и никаких нарушений закона они не усматривают. Судья объявил перерыв. Было объявлено, что другой судья – Нагашыбаев – примет решение об отводе в совещательной комнате.
Напомним, что судом было принято решение вести процесс на государственном (казахском) языке, хотя главный обвиняемый казахским не владеет. Участники процесса обратили внимание на неудовлетворительное качество перевода, которое, по их мнению, не соответствует высоким требованиям ведения процесса. «Оба переводчика, может быть, хороши для перевода литературных текстов, беллетристики, но они совершенно не подготовлены для интерпретации юридических терминов, все время путаются, бросаются в туманные разъяснения. Адвокаты защиты потребовали найти более подготовленных переводчиков, однако суд проигнорировал их просьбу», – сообщил «j» Макс Бокаев.
Во время перерыва, объявленного с ходатайством по отводу судьи Бердибека Мырзабекова, мы взяли блиц-комментарий у сопредседателя ОСДП «АЗАТ» Булата Абилова, участвующий в процессе в качестве наблюдателя.
АБИЛОВ: Было приятно видеть, что Володя Козлов, Серик Сапаргали и Жак Аминов вышли в хорошем настроении. Они улыбались, и было видно, что внутренне они готовы к очередным тяжелым испытаниям, первое из которых уже было пройдено во время следствия. Они наглядно показали, что они – ребята крепкие, сильные духом и готовы к борьбе. Да, они похудели, выглядели бледными – наверное, сказывается пребывание в СИЗО, недостаток кислорода и большие нервные переживания. Это понятно.
Дело в том, что процесс идет на казахском языке и осуществляется перевод на русский (для Козлова) и обратно. И перевод этот, мягко говоря, неточный, что не раз вызывало смех в зале. Переводится просто общий смысл, без юридических терминов, процессуальных нюансов, ссылок на статьи УПК, что, конечно, влияет на судебный процесс (и, кстати, унижается сам язык). То есть повторяется то, с чем мы столкнулись на суде по «Буте-Капиталу» в 2007 году: тогда больше месяца не могли найти переводчика (в Алматы!), который бы в равной степени владел юридическими и экономическими терминами на казахском и русском языках.
Здесь, например, девушка-переводчица ошиблась, назвав Козлова, Аминова и Сапаргали не подсудимыми, а обвиняемыми. И это так и есть! Их нельзя по большому счету назвать подсудимыми, хотя они находятся на соответствующей скамье – они действительно просто обвиняемые. Вот эта оговорка или ошибка переводчицы показала суть нашей Фемиды – что любой, находящийся на скамье подсудимых, априори является виновным.
Что касается атмосферы вокруг суда, то Б. Абилов рассказал, что заседание проходит в зале, рассчитанном примерно на сто человек (именно здесь проходил процесс над полицейскими, «превысившими должностные полномочия в Жанаозене в декабре прошлого года»). Сюда впускали всех желающих, предварительно проведя процедуру досмотра и попросив оставить мобильные телефоны и записывающие средства вне здания суда. Кстати, судья Мырзабеков разрешил фото- и видеокорреспондентам поработать лишь 10 минут:
– Все идет по накатанному сценарию. Гособвинение попросило, чтобы снимающая пресса была в зале только 10 минут. Естественно, защита и подсудимые были против, заявив, что нужна постоянная видео- и фотофиксация происходящего – для объективности. Понятное дело, судья прислушался к мнению прокуратуры, решив, что 10 минут вполне достаточно. Однако он, видимо, чуть подзабыл об этом ограничении и вспомнил о нем только тогда, когда Володя Козлов решил заявить свое первое ходатайство, и попросил прессу удалиться.
Что касается отвода судье Мырзабекову, то для его разрешения в зал заседания явился его коллега, судья Аралбай Нагашибаев (прославившийся обвинительным приговором по «делу 37-и» нефтяников Жанаозена). Он выслушал стороны процесса по поводу отвода и вновь объявил перерыв.
Несколько минут назад процесс над лидерами оппозиционного движения в Казахстане возобновился. Как и ожидалось, судья Нагашибаев отклонил ходатайство адвокатов и председательствующий Мырзабеков вновь занял высокое место суда.
ХРОНИКА ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
23 января были произведены обыски в алматинском офисе незарегистрированной партии «Алга!», в квартирах руководства партии. Руководитель оргкомитета партии «Алга!» В.Козлов и активист оппозиции С. Сапаргали были задержаны на 72 часа и водворены в следственный изолятор КНБ.
26 января Алмалинский суд №1 санкционировал их арест на 2 мес.
Суд четырежды продлевал срок ареста В.Козлова – 19 марта, 16 апреля, 11 мая и 14 июня – каждый раз сроком на один месяц.
14 мая В. Козлов был этапирован в следственный изолятор № 18 МВД РК, откуда позже его этапировали в Актау.
15 июня с санкции Алмалинского районного суда Алматы были арестованы Б.Атабаев и Ж.Мамай.
17 июня они были этапированы в Мангистаускую область для проведения следственных действий.
26 июня В. Козлову и другим фигурантам дела – Б. Атабаеву, Ж. Мамаю, С. Сапаргали – было предъявлено обвинение по ст.170 ч. 2 (посягательство на конституционный строй) и по ст. 235 (создание ОПГ).
Позже Б. Атабаев был переведен по делу в свидетели и 3 июля освобожден по ст. 65 УК РК (деятельное раскаяние).
12 июля Ж. Мамай также был отпущен на свободу согласно той же ст. 65 УК РК.
22 июня А. Амирова была отпущена из следственного изолятора на свободу.
За процессом следит Госдепартамент США
Между тем, высокопоставленный американский дипломат призвал власти Казахстана провести справедливое судебное разбирательство по делу, содержащегося в тюрьме лидера оппозиционной партии Казахстана, передает сегодня информацию агентства Associated Press американское издание Washington Post.
Как сообщает издание, «высокопоставленный американский дипломат заявил в среду, что он надеется, что суд над видным лидером оппозиции в Республике Казахстан будет проведен честно и не развернет в обратную сторону демократические реформы в центрально-азиатской стране». Как заявил помощник госсекретаря США Роберт Блейк, «Америка будут внимательно следить за судьбой Владимира Козлова, который был обвинен в попытке свержения правительства и других преступлениях».
Источник: Guljan.org