
Предстоящий паводок в Атырауской области помешал воплощению амбициозного плана министерства транспорта Республики Казахстан сделать Жайык-Каспийский канал судоходным.
Напомним, суть идеи была такова: углубить канал, впадающий в море, до 2,5-3 метров и обеспечить безопасный проход крупнотоннажных судов для экспортных перевозок в другие страны.
В 2024 году на дноуглубление канала в республиканском бюджете было предусмотрено 5,3 млрд тенге. По информации Минтранса, объем дноуглубительных работ на канале в 2024 году составил всего 51 тыс. м3. Сделали бы и больше, но прибытие большой воды, к которому добавилась проблема сильного сгонного ветра в месте проведения работ, привело к частым поломкам дноуглубительной техники. Как выяснилось, морские машины ломались также и по вине браконьеров, которые «забыли» рыболовецкие сети в тех местах. А еще рабочие буквально в прямом смысле сталкивались с вырванными с корнем деревьями и прочим мусором, который пришёл с течением. В итоге работы были вынуждены приостановить.
«По результатам проведенной в октябре 2024 года батиметрии глубины в морской части канала с 48 по 56 км составляли от 0,5 до 1,5 метра при проектной 2,5», - говорит в ответе на запрос «АЖ» вице-министр транспорта Республики Казахстан Максат КАЛИАКПАРОВ.
На текущий год средства на проведение дноуглубительных работ на канале из республиканского бюджета решили не выделять, но и от идеи сделать канал судоходным Минтранс тоже пока не отказывается. В данный момент сформирована бюджетная заявка на 2026 год для проведения дноуглубительных работ в объеме 1,1 млн м3.
И еще одна новость – в Атырау будет собственный морской земснаряд и его стоимость уже заложена в бюджете РК.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА