
Брюссель предупредил Варшаву: страны, которые рискнут подорвать Миграционный пакт, столкнутся с юридическими последствиями.
Европейская комиссия ужесточила риторику в отношении Польши. Брюссель заявил о готовности возбудить судебное дело против Варшавы, если она не будет соблюдать Пакт о миграции и убежище, как она заявляла ранее .
Пакт состоит из пяти отдельных, но взаимосвязанных законов, которые устанавливают правила для всех 27 стран-членов ЕС по коллективному управлению миграционными потоками. Он был одобрен в мае 2024 года и должен вступить в силу в середине 2026 года.
"После принятия закон ЕС является обязательным для всех заинтересованных государств-членов, а после вступления в силу правовые инструменты Пакта будут обязательными для всех государств-членов, - заявил представитель Комиссии в понедельник днем. - Если какое-либо государство-член рискует задержать или даже подорвать реализацию Пакта, Комиссия должна будет принять необходимые меры".
Эти замечания - поворот от заявлений на прошлой неделе, когда Магнус Бруннер, европейский комиссар по внутренним делам и миграции, дал комментарий Euronews, готов ли он начать судебный процесс против Польши за возможное несоблюдение.
Бруннер, который пообещал сделать это во время слушаний по его утверждению в ноябре, уклонился от ответа и вместо этого похвалил действия Варшавы на местах.
"Польша очень активна в рамках своего председательства по этим темам, когда речь идет о возвращении, когда речь идет о других темах (например, о вооружении), - сказал комиссар. - Я думаю, что Польша - очень важный партнер на этом (фронте) и делает очень активную работу в качестве председателя. Остальное уже сказано".
Далее Бруннер побеседовал с Томашем Семоняком, министром внутренних дел Польши, который заявил, что реализация Пакта "невозможна" в его стране по соображениям безопасности.
Семоняк привел аргументы, которые ранее озвучивал и премьер-министр Дональд Туск.
В начале февраля Туск заявил Урсуле фон дер Ляйен, главному стороннику пакта, что Польша находится в "особом положении" из-за миграционных потоков, которыми оперирует Беларусь на восточной границе, и массового прибытия украинцев, спасающихся от войны в России.
"Польша не примет никакого бремени, связанного с механизмом переселения. Это не идеологическая дискуссия, - сказал Туск, говоря об "огромном" миграционном давлении. - Если кто-то говорит, что Польша должна взять на себя дополнительное бремя, независимо от того, кто это говорит, мой ответ: Польша не примет дополнительного бремени. И точка".
После комментариев Туска, ставших сенсацией, Комиссия отказалась отвечать на любой потенциальный иск, заявив, что "не имеет привычки отвечать на спекулятивные вопросы". Исполнительная власть уже находится под пристальным вниманием из-за разворота в вопросе приостановки права на убежище - радикального варианта, который Варшава рассматривает на своей границе с Беларусью.
На прошлой неделе во время совместной пресс-конференции Бруннера и Сьемоняка эти вопросы также не поднимались. Но в понедельник коммисия попыталась развеять все сомнения по поводу своей позиции.
"Если законодательство ЕС нарушается, то прерогативой Комиссии станет открытие процесса по его нарушению", - заявил главный представитель, отметив, что это произойдет только в случае "худшего" - несоблюдения законодательства.
Процедура нарушения может закончиться в Европейском суде, который имеет право налагать ежедневные штрафы на страны, нарушающие законодательство ЕС, как это в свое время сделала Польша.
Центральным элементом Пакта является новый механизм "обязательной солидарности", который предоставляет правительствам три варианта действий: переселить определенное количество просителей убежища, выплатить финансовый взнос или оказать оперативную поддержку, например, предоставить персонал и оборудование.
Переселение должно достигать 30 000 человек в год по всему блоку, а финансовые взносы должны составлять 600 миллионов евро.
С самого начала и до конца переговоров Польша вместе с Венгрией решительно выступали против механизма солидарности, утверждая, что он заставит их принимать мигрантов против их воли. Это утверждение игнорирует тот факт, что пакт предусматривает два дополнительных варианта обращения с просителями убежища.
Законодательство предлагает частичные или полные исключения для стран, испытывающих миграционное давление. Фон дер Ляйен недвусмысленно намекнула, что Польша могла бы воспользоваться этим исключением.