
17 декабря прошлого года КазАвтоЖол с помпой объявил о завершении реконструкции автодороги Атырау – Астрахань. Пресс-релизы, заявления в СМИ – всё выглядело убедительно. Но потом у всех возник когнитивный диссонанс: ведь трасса на самом деле вовсе не была готовой.
Стоит напомнить, что презентация состоялась 17 декабря, хоть официально она не была приурочена ко Дню Независимости, это ощущалось по настроению. А может, мы ошибаемся и дело тут совершенно в другом?
Интересная камера
Пока мы собирали материал для этой статьи, совершенно случайно наткнулись в сети на небольшой, но интересный пост жителя Петропавловска Дмитрия Р. Парень с удовольствием рассказал, что является спортсменом и попал на «астраханку», направляясь в Турцию на этап чемпионата мира по хард-эндуро (езда с преодолением препятствий различной сложности – Авт.). Своим же ходом он потом вернулся обратно. Любопытно, что за весь путь законопослушный водитель получил всего лишь два штрафа, это произошло на одном и том же месте в Атырауской области. И произошло это здесь, примерно в десяти километрах от стелы «Атырау».
«Я проехал четыре страны, это 10 000 км. Две проблемы с административной полицией возникли именно на трассе Атырау – Астрахань. Мне пришли уведомления о штрафах за превышение скорости на 624 километре. Стало странно, я очень внимательно вожу, но мало ли, взял и притопил там, где не положено. Тогда я оплатил по скидке превышение и забыл на время про это. Уже по возвращении в Петропавловск я все же решил уточнить, где именно на трассе я превысил. В протоколе были указаны координаты камеры, я нашел ее на карте. Поднял также видео с регистратора и понял, что не нарушал - никаких ограничений скорости там не было! Легковушка может ехать 100 км/ч, а камера настроена на 60 км/ч. Вот это поворот! Не сколько из-за денег, сколько из-за принципа я обратился к юристу, для того чтобы мне помогли восстановить справедливость».
Как рассказал водитель, за помощью он обратился к юрисконсульту из Астаны Светлане РАХМАТУЛИНОЙ (центр Law Expert).
- Штраф уже был оплачен, но мы все же попробовали помочь Дмитрию, - рассказала в телефонном разговоре Светлана Анатольевна, - ведь на самом дело не только в принципиальности - сколько еще водителей могли попасться на эту "удочку"? Через платформу eotinish.kz мы отправили жалобу в прокуратуру с просьбой разобраться.
И тут началось: заявление путешествовало от одного чиновника к другому. Наконец, инспектор АБРЕНОВ Қ. А. из Атырау ответил в том плане, мол, да, камера есть, ведутся дорожные работы, штраф можно оплатить со скидкой, жалоба не подлежит рассмотрению…
В ответ на это мы отправили жалобу.
«…И вдруг звонок с иностранного номера: "Давайте мы вам компенсируем штраф, а вы отзовете жалобу", - продолжает Дмитрий. - То есть некто предложил вернуть мне деньги, но в базе я так и останусь нарушителем. Он пояснил, что на участке были дорожные работы, знак 60 км/ч установили, потом добавили 40 км/ч, а вот вернуть 60 км/ч забыли. Пообещали исправить».
Редакция в свою очередь тоже уточнила насчет загадочной камеры и получила ответ от департамента полиции Атырауской области следующего содержания: «На трассе Атырау – Астрахань комплекс «Трафик-Сканер СМ2» автоматически фиксирует нарушения правил дорожного движения. С 2019 года в связи с реконструкцией участка 616-833 км установлено ограничение скорости 60 км/ч. Однако в ходе проверки на 624 км сотрудники полиции выявили отсутствие соответствующего знака.
Инженер по безопасности дорожного движения привлечен к ответственности по ст. 631 ч. 1 КоАП РК за несоблюдение требований по проведению дорожных работ. В связи с отсутствием состава административного правонарушения административное производство прекращено, уплаченная сумма возвращена».
Дмитрий подтвердил – сумму оплаченных двух штрафов ему действительно вернули.
Однако факт налицо: камера на 624 км исправно регистрировала фиктивные штрафы и неизвестно, сколько времени это продолжалось.
Тайна о штрафах
Газета «Ак Жайык» попыталась выяснить, сколько же штрафов было начислено водителям после громкого объявления о завершении реконструкции. Запрос был направлен председателю Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК Нурлыбаю САБИТУ.
Запрос был максимально четкий и короткий: предоставить данные о сумме и количестве штрафов за превышение скорости на дороге Атырау – Астрахань в период с 17 декабря (с момента заявление о завершении реконструкции) по сегодняшний день.
Ранее ведомство охотно предоставляло данные по всей Атырауской области. Но стоило поинтересоваться именно астраханской трассой – запрос на eOtinish сразу же заплутал в дебрях многочисленных отделов и его прочитали, но не ответили аж 12 исполнителей. В конечном итоге он попал в Атырау в местный правоохранительный орган.
Начальник управления административной полиции ДП Атырауской области Р. МАЖИТОВ сообщил: «Управление административной полиции ДП Атырауской области не ведет учет запрашиваемых данных. На этом основании не можем предоставить запрашиваемую информацию».
Как же обстоят дела на трассе на самом деле?
Главный специалист отдела контроля качества и приемки работ компании «КазАвтоЖол» Айбек ОНГАРОВ на прямой вопрос, как же так случилось, что трассу объявили законченной, хотя на самом деле это не так, уклончиво пустился в цифры и километры. Он сообщил, что участок дороги длиной 272 км разделен на три лота:
Лот 1 (км 621–648): ОАО «Лянкаран Йол Тикинти».
Лот 2 (км 648–693): АО «Тодини Коструциони Дженерали С.п.А».
Лот 3 (км 693–753): АО «Ант Иншаат Маден Санаий Аноним Ширкети».
А. Онгаров уточнил, что существует и четвертый лот (км 753–833), но подрядчика не назвал. Работы на этом участке выполнены на 99,9%. На остальных трех лотах – всего на 85%. В эти проценты незавершёнными остались съезды, укрепление обочин, установка дорожных знаков, автобусные остановки, беседки, смотровые эстакады и разметка.
«На участке между км 621-753 (132 км) реконструкция не завершена, движение осуществляется по верхнему слою покрытия. Завершить реконструкцию трассы планируется до конца 2025 года», - ответил А. Онгаров, совершенно забыв, что 17 декабря она была уже презентована.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что ежедневно по дороге Атырау – Астрахань проезжает больше пяти тысяч автомобилей. И все они могли получить штраф, а, может, и сейчас получают, прочитав громкое заявление о завершении реконструкции трассы. Сколько же на трассе заработали штрафов, осталось секретом за семью печатями.
Хотя, кто знает, может, их просто так много, что посчитать трудно…
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
В Атырау +4