
О фактах сговора между недобросовестными нотариусами, микрофинансовыми организациями, коллекторами и частными судебными исполнителями (ЧСИ) заявило министерство юстиции Казахстана, передает КазТАГ.
«Совершенствование механизма совершения исполнительной надписи. К сожалению, сложилась негативная практика, когда исполнительные надписи совершались без письменного признания долга и не по месту жительства должника. Это делали недобросовестные нотариусы по договоренности с микрофинансовыми организациями, коллекторскими компаниями и частными судебными исполнителями», - говорится в докладе минюста, представленном на заседании правительства в среду.
В этой связи, минюст планирует ряд системных шагов, которые, как считают в ведомстве, обеспечат прозрачность предоставляемой услуги.
«Обеспечим возможность открытия «Личного кабинета сторон» в системе «Е-нотариат», через биометрическую идентификацию; предоставим возможность подачи взыскателю и должнику возражения либо своевременного погашения долга через «Личный кабинет»; исключим аффилированность взыскателя и частного судебного исполнителя через автоматическое распределение исполнительных надписей по письменным сделкам; установим контроль за соблюдением территориальности (должника) и запрет нотариусам совершать исполнительные надписи другого региона», - сообщили в минюсте.
Согласно докладу, уже запущен пилотный проект SMS-уведомления сторон о совершении исполнительной надписи.
«Мы видим результаты. К примеру, должникам поступает сообщение нотариусов о совершенной исполнительной надписи и должник, узнав о долге, своевременно его оплачивает. Еще одна инициатива – расширить виды онлайн действий по удостоверению согласий и оказания нотариусами онлайн консультаций», - сказано в докладе.
Также отмечается, что особое внимание министерством уделяется адресности и качеству оказываемой юридической помощи.
«Прорабатываем механизм получения гражданами правового консультирования на безвозмездной основе. Сейчас для получения консультации, в рамках гарантированной государством юридической помощи, граждане обращаются к адвокатам или юридическим консультантам. Для оптимизации данной процедуры предлагается внедрить чат-бот для консультаций граждан «не выходя из дома». Высвобождаемые средства от правового консультирования предлагается направить на увеличение тарифов оплаты труда на судебное представительство. В вопросах деятельности юридических консультантов прорабатывается изменение требований по вхождению в профессию, к гражданству, установлению единых стандартов, критериев качества оказания юридической помощи, а также кодекса профессиональной этики юриста», - доложили в минюсте.
В Атырау -3