
На этой неделе Минфин Казахстана выпустил итоги 2024 г. для ведомства, где разъяснил факторы неисполнения плана по налоговым сборам. Неисполнение плана по доходам республиканского бюджета в основном допущено по налоговым поступлениям. Для сравнения, налогов в РБ поступило на 604,6 млрд тенге или на 4,7% меньше, чем в 2023 г. (факт за 2023 г. – 12,9 трлн тенге). Это еще без учета того, что целевой показатель был сильно выше, пишет Тенгеномика.
Основными факторами неисполнения плана по налоговым поступлениям Минфин указывает:
- Уменьшение объема импорта с 3-х стран (на 4,4% за 2024 г. в сравнении с 2023г.) – как раз снижение НДС с ввозимых товаров;
- Снижение цен на основные экспортные металлы;
- возвращено НДС из бюджета в 3 раза больше (282,6%), чем в 2023 г. (с 430 млрд тенге за 2023 г. до 1 216 млрд тенге за 2024 г.), в том числе, в полном объеме вернули долги по 2023 году на сумму 594 млрд тенге. Это обеспечило бизнес оборотными средствами и является существенной поддержкой для них;
- Уменьшение доходов ряда крупных предприятий по причинам сокращения объема добычи, производства, поставок и увеличения логистических издержек в связи с геополитической ситуацией (налоговые поступления в РБ снизили 188 крупных предприятий на 1,4 трлн тенге или с 4,6 трлн тенге в 2023 г. до 3,2 трлн тенге в 2024 г.);
- Снижение объема облагаемого экспорта нефти на 1,7 млн тонн или на 4% (2023 г. – 42,9 млн тонн, 2024 г. – 41,2 млн).
Напротив, в рамках налогового и таможенного администрирования и их цифровизации обеспечено дополнительных поступлений за 2024 год в размере 1,1 трлн тенге, где большая часть администрирование. Всего с 2019 по 2024 гг. за счет цифровизации и администрирование было собрано дополнительно налогов на 5 трлн тенге.
В посте про соотношение налогов к ВВП, а именно НДС к ВВП мы в числе причин забыли учесть фактор резкого роста НДС к возмещению со стороны государства, который в 2024 г. взлетел до 1,2 трлн тенге, после 430 млрд тенге в 2023 г. (в 2,8 раз больше). Мы, как и ВАП, уже не раз отмечали крайне губительную для бизнеса практику авансирования НДС и КПН со стороны государства, а по НДС частой практики задержки по НДС к возмещению. Получается, что в 2024 г. Минфин решил все-таки вернуть экономике долги по НДС к возмещению, но в итоге недосчитался почти трети всего планируемого НДС (исполнение НДС в РБ к изначальному бюджету - 70%). Дополняя тот же пост, лишь хотим добавить, что Правительство не учло, как мы и с НДС к возмещению, очевидные факторы риска и сделало свой прогноз по налоговым поступлениям чрезмерно амбициозным. Далее, это уже подтолкнуло за собой повышение расходов бюджета, а в последствии увеличение трансфертов из Нацфонда.
Наконец, понятие НДС к возмещению подтолкнуло нас осознать, что любое изменение ставки НДС и порога по постановке на учёт должно быть оценено крайне аккуратно.
Это связано с природой самого НДС, который является по сути сальдо между а) фактическим НДС по ставке, которую должен платить субъект бизнеса и б) НДС, который субъект бизнеса берет к себе в зачёт от других своих контрагентов.
Поэтому, одновременное повышение ставки и снижение порога для постановки на учёт в будущем может привести к снижению уплачиваемого в бюджет НДС и увеличению его возмещения со стороны государства.
В Атырау -3