
Национальный банк Казахстана подвергся критике партии "Ак жол" за якобы пассивность в управлении экономикой, хотя депутаты требуют от него действий, которые выходят за рамки его полномочий, сообщает bes.media.
Депутаты партии "Ак жол" раскритиковали решение Национального банка РК о сохранении базовой ставки на уровне 15,25%.
Мажилисмен и член партии Ерлан Барлыбаев зачитал депутатский запрос, в котором требует снизить базовую ставку до 10-12%.
В запросе утверждается, что на инфляцию давит не избыток денег в экономике, а "недостаток собственного производства товаров, естественным следствием которого является импортозависимость внутреннего рынка". Мол, необходимо снизить ставку, что удешевит кредиты для бизнеса, который и начнёт производить отечественные товары.
Досталось и лично председателю Нацбанка Тимуру Сулейменову, который ранее отмечал, что макрорегулятор отвечает за контроль денежного обращения и стабильность цен, но не за производство товаров или промышленную политику.
Однако эти требования демонстрируют ограниченное понимание макроэкономических реалий и роли Национального банка.
Объяснение простыми словами
Базовая ставка определяет стоимость тенге. Банки получают деньги у Нацбанка и должны будут вернуть ему ту же сумму плюс 10% (при аналогичной ставке). Сами банки предлагают клиентам кредиты и подобные услуги уже с большим процентом, чтобы получить свою маржу.
Чем больше базовая ставка, тем выгоднее хранить деньги в депозитах на счетах банка. Так и бизнесу и населению выгоднее не брать кредиты для развития, а получать выгоду с больших процентов от банка.
При высоких ставках лишняя наличка не бродит по экономике, тем самым инфляция снижается.
Инфляция – обесценение денег. При низких ставках вся экономика пресыщается дешёвыми деньгами, что вызывает спрос. А если товаров недостаточно, то цены на дефицитные товары растут. Тем самым растёт инфляция.
Депутаты утверждают, что при текущей базовой ставке кредитные ставки (21-23%) делают инвестиции в производство нерентабельными.
Однако низкая базовая ставка лишь повлечёт дополнительный рост инфляции – бизнес и рядовые граждане бросятся покупать товары, которые как известно в большинстве своём импортные. Будет давление на валютный рынок, а дальше последует очередной рост инфляции.
Депутаты одновременно критикуют высокую базовую ставку, которая удерживает инфляцию под контролем, и требуют её снижения, что неизбежно вызовет рост цен. Это показывает отсутствие у них понимания причинно-следственных связей в экономике.
Тимур Сулейменов уже отмечал, что Нацбанк является монетарным регулятором, а не органом, отвечающим за экономическую политику в целом. Его основная задача – обеспечить ценовую стабильность. Требовать от него решений в области импортозамещения или промышленного развития – значит подменять понятия и неправильно распределять ответственность.
Ещё до депзапроса "Ак жола" глава Нацбанка говорил, что "инфляция бьёт по карману уязвимых слоёв населения в первую очередь".
"Если мы исключительно в угоду бизнесу будем снижать ставку, то что об этом скажут люди, общество? Мы принимаем решение, исходя из интересов не только бизнеса, но и населения. Поэтому у нас всегда взвешенное решение", – сказал он.
Президент Казахстана действительно поручал Национальному банку участвовать в стимулировании реального сектора экономики. Однако такие меры не должны подрывать основную цель – стабильность цен и валюты (на что и распространяется мандат макрорегулятора).
Непонятно, что стоит за такими требованиями – получить политические дивиденды, популизм или недостаток экономической грамотности.
Что с инфляцией в Казахстане
Инфляция в Казахстане показала сумасшедший рост с начала военных действий России против Украины. В 2022 году инфляция превысила 20%, а экс-глава Нацбанка Галыжман Пирматов резко увеличил базовую ставку. К июлю 2023 года инфляция упала до 14%, а Нацбанк в августе впервые за три года принял решение снизить базовую ставку – до 16,5%. В декабре 2024 года годовая инфляция была равна 8,6%, а сейчас базовая ставка составляет 15,25% – её подняли на 0,5% в декабре 2024 года на фоне резкого роста тенге.
В конце ноября 2024 года доллар резко подорожал к тенге со средних 480 до 500.
Национальный банк Казахстана продал 307,6 млн долларов в декабре 2024 года, а в ноябре провёл интервенции на 1 млрд долларов.
Продажи из Нацфонда также значительны – обычно средние значения трансфертов не достигают 1 млрд долларов. Продажи производятся из-за перекосов в государственном бюджете, так как расходы его превосходят доходы. Обслуживание госдолга доросло до 20% от всего бюджета.
29 ноября Нацбанк принял решение повысить базовую ставку до 15,25%. Советник председателя правления инвестиционного банка АО "Teniz Capital Investment Banking" Данияр Копбаев увеличение базовой ставки назвал разумным шагом, чтобы укрепить доверие к национальной валюте и защитить тенговые сбережения казахстанцев от инфляции.
В Атырау -1