
Судья Роман Подопригора поделился очередным кейсом Конституционного суда.
"В Законе о государственной службе закреплено ограничение для доступа на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления.
Гражданин, работавший в государственном органе, был осужден за разбой еще в 1988 году. Когда это выявилось, его уволили за предоставление при поступлении на государственную службу заведомо ложных документов и сведений, а также ввиду несоответствия требованиям, установленным при назначении на государственную должность.
Гражданин посчитал, что бессрочный запрет нарушает его конституционное право на свободу труда и равный доступ к государственной службе. Его судимость погашена, соответственно, он не считается судимым, а все уголовно-правовые последствия должны аннулироваться. Поэтому он обратился в Конституционный Суд (КС).
КС напомнил, что законодатель вправе установить повышенные требования к репутации государственных служащих как носителей публичной власти, с тем чтобы у граждан не было сомнений в их профессиональных и нравственных качествах и в законности и справедливости их действий и решений.
Оспариваемое ограничение прав граждан на равный доступ к государственной службе, на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии не относится к мерам уголовной ответственности, поскольку не носит уголовно-правового характера. Законодатель ввел его в качестве особого конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия государственных должностей, к которым предъявляются повышенные репутационные требования. Такое ограничение является следствием осуждения лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и выступает в качестве общеправового последствия судимости.
В итоге оспариваемая норма была признана соответствующей Конституции."
В Атырау -1