
Водители, превысившие среднюю скорость на автодорогах, не штрафовались, однако в будущем камеры будут переведены в рабочий режим, сообщили в министерстве внутренних дел в ответе на запрос BES.media.
"Фиксация превышений средней скорости с момента введения этой меры проводилась исключительно для тестирования возможностей контрольно-измерительных приборов и программного обеспечения к ним. Таким образом, фиксация нарушений в период с 4 декабря 2024 года по 16 января 2025 года не учитывается", – отметили в МВД.
Средняя скорость – понятие, введенное поправками в Закон "О дорожном движении", измеряется через деление протяжённости участка дороги на промежуток времени, в течение которого это расстояние пройдено. Ожидается, что эта мера позволит снизить скорость водителей на всём участке дороги и соответственно уменьшит количество ДТП.
В МВД отметили, что на данный момент на 13 участках автодорог камеры обладают технической возможностью измерять среднюю скорость:
Астана – Щучинск
Жибек Жолы – Темиртау
Астана – Павлодар
Шымкент – Кызылорда
Шымкент – Граница Узбекистана
Шымкент – Тараз
Тараз – Кайнар
Конаев – Талдыкорган
Павлодар – Семей – Калбатау
Уральск – Граница РФ (г. Саратов)
Павлодар – Граница РФ (г. Омск)
Бейнеу – Акжигит
Уральск – Граница РФ (г. Самара)
"Протяженность участков, где осуществляется контроль средней скорости, варьируется от 20 до 50 км. Между городами будет размещено 5-10 таких участков", – добавили в ведомстве
По данным МВД, на контролируемых участках дорог также осуществляется контроль скоростного режима с использованием полицейских машин открытого и скрытого типа (полицейская машина без опознавательных знаков, но с установленным внутри оборудованием).
Вскоре после появления информации о замере средней скорости, в соцсетях появилась информация о водителях, пытающихся обойти эту меру. Так, автолюбители останавливаются перед камерами и ожидают некоторое время для уменьшения средней скорости. В МВД назвали эти попытки обхода нецелесообразными.
"Частые остановки на каждом из участков для водителей, превышающих скорость, нецелесообразны как по времени, так и по режиму движения (частые разгоны и остановки). Например, на автодороге Астана – Щучинск предусмотрено шесть контролируемых участков, и нарушитель скоростного режима должен будет остановиться не менее шесть раз", – пояснили в МВД.
В сентябре 2024 года сенат рассмотрел внесение поправок в Закон "О дорожном движении". В число внесённых изменений вошло и понятие "средняя скорость", которая будет определяться через деление протяжённости участка дороги на промежуток времени, в течение которого это расстояние пройдено.
"Ожидается, что введение этого понятия позволит снизить скорость водителей на всём участке дороги, где будут установлены сертифицированные специальные контрольно-измерительные технические средства и приборы, а также уменьшить количество ДТП по причине превышения скоростного режима", – сказал тогда депутат сената Евгений Больгерт.
Камеры, измеряющие среднюю скорость начали свою работу в пилотном режиме 4 декабря 2024 года.
"Эффект минимальный"
Юрист и кандидат юридических наук Сайкен Амрин, комментируя ситуацию, выразил скептицизм по поводу эффективности нового подхода к контролю скорости.
"Основная функция любого правоохранительного органа – профилактика, и я, как юрист и водитель, не вижу должной профилактической работы со стороны дорожной полиции. Цифры говорят сами за себя: штрафы растут, но аварийность не снижается", – отметил он.
Амрин подчеркнул, что увеличение штрафов и ссылок на международный опыт малоэффективно, поскольку водители находят способы обхода ограничений.
"Антирадары, координация между таксистами и другие методы позволяют обходить контрольные меры. В Китае, например, водители автобанов останавливаются у кафе перед постами и ждут нужное время, чтобы не попасть под штрафы. У нас ситуация схожая. Пока не будут улучшены дороги и проведена масштабная разъяснительная работа с населением, эффект от новых мер останется минимальным", – сказал он.
Абсурдность ограничений
Юрист Абай Каипжанов отметил, что установка ограничений может приводить к обратному эффекту.
"Чем больше ограничений вводится, тем больше людей начинают искать пути, как их нарушить. Например, за границей в некоторых странах скорость на автобанах увеличивают, а не ограничивают, потому что современные машины оснащены технологиями, которые позволяют безопасно двигаться на высоких скоростях. Почему, если моя машина позволяет ехать 150-160 км/ч, я должен ехать 100 км/ч, чтобы приехать на два часа позже? Это абсурд", – подчеркнул он.
Он добавил, что многое зависит от психологии человека и поэтому необходимо вести работу в другом русле. По словам Абая Каипжанова, большую часть автомобилей на трассах составляют междугородние такси, которые смогут найти обход этих ограничений.
Аналогичного мнения придерживается и Сайкен Амрин. По его словам, современные автомобили оснащены передовыми системами безопасности.
"Зачем ограничивать скорость на автобанах до 110-120 км/ч, если техника позволяет безопасно ездить на скорости 180 км/ч? Вместо этого нужно сосредоточиться на улучшении качества дорог, их своевременной очистке и техническом обслуживании. Например, перемёты на дорогах из-за неправильной уборки снега создают дополнительные риски. Это факт, который я наблюдал лично", – пояснил Сайкен Амрин.
В Атырау -2