– Так-то он неплохой, работящий, но стоит выпить – меняется на глазах. Начинает цепляться к словам, потом переходит к оскорблениям и провоцирует скандал, – рассказывает о муже Гульнар (имя изменено по её просьбе). – Нет, меня он, слава богу, не трогает. Зато начинает крушить всё дома. Вот в последний раз раскурочил холодильник. Соседи на крики из нашей квартиры вызвали полицию. Участковый вынес мужу защитное предписание. Месяц прошёл, пока тишина. Но не знаю, насколько его хватит, всё равно живу как на пороховой бочке.
МОЖНО И БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ
Понятие «защитное предписание» появилось два года назад с принятием в Казахстане закона «О профилактике бытового насилия». Оно призвано оградить домочадцев от семейного дебошира в тех случаях, когда у полиции нет оснований для взятия его под стражу. В Административном кодексе с принятием нового закона появилась соответствующая статья, которая предусматривает наказание за нарушение защитного предписания.
– С начала этого года в отношении семейных дебоширов вынесено более 350 защитных предписаний, – говорит старший инспектор отдела общественной безопасности УВД по городу Атырау Беимбет УСПАНОВ. – Эти люди автоматически попадают на профилактический учёт в органы внутренних дел. В течение действия предписания участковый регулярно навещает семью и проверяет обстановку.
Как отмечают полицейские, звонки на пульт дежурного 102, а также обращения к участковым с просьбами усмирить домашнего скандалиста поступают достаточно часто. Но, как правило, потерпевшие отказываются писать заявление. А предписание может быть вынесено и без этого.
– На практике процедура выглядит таким образом: лицу, склонному к бытовому насилию, вручается под расписку защитное предписание. Этот документ запрещает ему не только совершать бытовое насилие, но и вопреки воле потерпевшего разыскивать, посещать, вести устные, телефонные переговоры, – пояснил Б. Успанов.
Срок действия документа – 10 суток. Он может быть продлён до 30 суток с санкции прокурора и по заявлению потерпевшего. В случае нарушения дело передаётся в административный суд, и тогда скандалисту грозит штраф до 5 МРП (8 090 тенге). Если и это не поможет, его могут арестовать на 10 суток.
Статья 79-5 КОАП РК «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений»
Часть 1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение или осквернение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к гражданам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершённые в пределах жилища, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влекут штраф в размере от 1 до 3 МРП либо административный арест на срок до 10 суток.
Часть 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершённые повторно в течение года, влекут штраф в размере от 3 до 5 МРП либо административный арест на срок от 10 до 15 суток.
ТЕРПЕТЬ? ЧЕГО РАДИ?
В прошлом году в связи с гуманизацией уголовного законодательства статья 105 УК РК «Нанесени е телесных повреждений лёгкой степени» была исключена. Данному деянию стала соответствовать ч. 2 статьи 79-3 кодекса об административных правонарушениях РК – «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности». Подобное рукоприкладство карается штрафом от 50 до 300 МРП либо административным арестом до 45 суток.
Именно под эту статью могут попадать домашние скандалисты, поднимающие руку на своих домочадцев. Но заявления пишут редко – такова ментальность наших женщин, предпочитают не выносить сор из избы.
В такой ситуации оказалась Александра, другая героиня нашей публикации:
– Сначала это были скандалы с бесконечными оскорблениями в мой адрес со стороны мужа. А как-то в порыве гнева он меня ударил. Последней каплей стало, когда я была вынуждена скрывать следы побоев под солнцезащитными очками и под одеждой с длинными рукавами в сорокаградусную жару. Тогда-то я и написала заявление на мужа. Его оштрафовали на сумму около 50 тысяч тенге. После этого он пришёл домой в такой ярости, я думала – всё, убьёт. И поняла, что никакие штрафы, никакие заявления спасти меня не могут, единственный выход – развод. На время бракоразводного процесса мне пришлось снять квартиру. Он разыскал меня, постоянно приходил и угрожал. Вот тогда-то и выручило это самое защитное предписание. С той поры прошёл уже год, я много думала о ситуации, в которой оказалась, и поняла одну простую истину – если бы я сразу дала ему понять, что трогать меня нельзя, мне не пришлось бы пережить всё это. Стоит ли терпеть и в страхе молчать, если есть нормы закона, которые действительно могут нас защитить?
Тамара СУХОМЛИНОВА