Reuters выпустил крайне интересную статью-расследование на тему обхода санкций со стороны США и европейских стран. В условиях жестких санкций, Иран сумел построить бурную мировую торговлю своей нефтью, где полагается на теневой флот танкеров, передает Тенгеномика.
По оценкам Управления энергетической информации США, экспорт нефти Тегераном принес 53 млрд USD в 2023 году и 54 млрд USD годом ранее, а добыча в 2024 году достигла самого высокого уровня с 2018 года, согласно данным ОПЕК.
Почему это важно именно сейчас? По ожиданиям самих иранских и арабских официальных лиц, Трамп, который вернется в Белый дом в январе, снова окажет «максимальное давление» на нефтяную промышленность Ирана. Ведь именно Трамп разорвал ядерную сделку Запада с Ираном и вновь ввел санкции против иранской нефти в 2018 году.
Одним из примеров теневого флота и обхода санкций является деятельность нефтяного танкера «Remy», который, как оказалось, жил двойной жизнью. Направляясь в Малайзию в феврале 2023 г, он, по всей видимости, был судном под флагом Панамы, перевозившим 1 млн баррелей нефти из Ирака, согласно документам. НО, этот же танкер входил в разветвленную сеть контрабанды нефти, и носил еще одного название Deep Ocean и тайно перевозил сырую нефть из Ирана. У капитана был второй сертификат происхождения от Национальной иранской нефтяной компании.
Являясь частью флота, используемого иранской компанией Sahara Thunder, Remy перекачивал на борт иранскую нефть с другого судна в сети Sahara Thunder, Sonia 1 под иранским флагом. Секретная передача, которая завершилась 22 февраля, была зафиксирована спутником Sentinel-2 Европейского космического агентства. Более того, хакеры слили более чем 10 тыс. писем Sahara Thunder, охватывающих торговлю нефтью с марта 2022 г по февраль 2024 г.
За период, охватываемый письмами, Sahara Thunder поставила по всему миру почти 20 млн баррелей нефти, что оценивается примерно в 1,7 млрд USD на основе средней рыночной цены в 2023 году. Агентство Reuters выяснило из писем, что суда, используемые компанией Sahara Thunder, перевозили нефть: из Бендер-Аббаса в Иране и Фуджейры в ОАЭ в Венесуэлу, Мурманск на севере России и ряд портов в Китае, которые являются конечным пунктом назначения сырой нефти.
Движение санкционных объемов нефти, которые теперь включают уже не только иранскую нефть, но и скорее всего российскую, означают, что мировой рынок нефти насыщается со стороны предложения. Это потенциально снижает эффективность мер ОПЕК и ОПЕК+ по поддержанию цены. С другой стороны, сама эффективность вводимых санкций со стороны западных стран и их исполнения подвергаются тесту.