Ильхам Алиев требует от Москвы признать ответственность за трагедию, наказать виновных в гибели пассажиров рейса и выплатить компенсации их родственникам и Азербайджану, пишет «Голос Америки».
Казахстан, где продолжается расследование причин катастрофы самолёта Azerbaijan Airlines (AZAL), отправила бортовые самописцы (так называемые «чёрные ящики») разбившегося недалеко от Актау лайнера в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий в Бразилии (CENIPA), сообщают СМИ 30 декабря.
Между тем президент Азербайджана Ильхам Алиев накануне в довольно резкой форме осудил Москву, стремящуюся скрыть свою роль в катастрофе самолета Azerbaijan Airlines, отмечают международные медиа.
Алиев заявил, что потерпевший крушение в Казахстане самолёт получил повреждения в результате «обстрела с земли», когда находился в небе над Грозным, а перед этми был подврргнут воздействию средств РЭБ. По словам президента Азербайджана, Баку предъявил Москве три основных требования в связи с авиакатастрофой: принести извинения, признать ответственность за трагедию, а также наказать виновных и выплатить компенсацию азербайджанскому государству и всем пострадавшим.
Президент РФ уже приносил извинения Алиеву, но Баку счел это явно недостаточным.
Владимир Путин сейчас загнан обстоятельствами в угол, говорит в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» политолог Руслан Айсин. По его мнению, президент РФ вряд ли ожидал, что он столкнется с такой принципиальной и жесткой позицией со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева.
«Скорее всего Алиев заручился поддержкой Эрдогана, а, возможно, и других зарубежных стран, поэтому выступил достаточно резко, – предположил он. – Путин, который уже частично признал вину России и принес извинения, не думал, что Алиев продолжит давить и дальше, требуя, чтобы все виновные понесли ответственность. И Кремль, кажется, немного растерян.
Наверное, Москва боится создания прецедента, поскольку на ее совести есть еще и сбитый в 2014 году малазийский пассажирский борт, продолжил Руслан Айсин: «Но так как реноме России находится, наверное, на самой низкой точке возможного, сомневаюсь, что это слишком сильно её заботит. В первую очередь Кремль волнует потенциальная потеря такого важного стратегического партнера как Азербайджан. Совсем недавно была встреча Путина и Алиева, и они вроде бы о чем-то договорились. Соответственно, эта трагедия может сломать всю конструкцию договоренностей».
Вместе с тем политолог уверен, что Баку не пойдет на разрыв с Москвой: «Все-таки между ними есть очень сильные завязки. Но факт остается фактом: Кремль сейчас находится в прежде небывалой для себя ситуации – в позиции оправдывающейся стороны. Думаю, чисто эмоционально на Алиева подействовало еще и то, как быстро Россия убралась из Сирии и как на этом направлении усилилась Турция. Конечно, Алиев прекрасно понимает, что Москва не в состоянии сегодня оказать на кого-либо военно-политическое давление. Но и Кремлю - прежде всего по экономическим соображениям - также не выгодно вступать в конфронтацию с Баку. Очевидно, в течение ближайшей недели многое прояснится».
Россия стремительно теряет свое влияние в мире и среди стран бывшего Советского Союза, подчеркнул Руслан Айсин: «Разумеется, Южный Кавказ для нее важен. Мы видим, как Кремль держится за Грузию. Но Азербайджан для Москвы утерян. Он будет и дальше блокироваться с Турцией и уходить в пространство общетюркского единства. А России элементарно нечего предложить странам ближнего зарубежья, чтобы удержать их в своей орбите», – резюмировал он.
Путин пойдет на требования Алиева, но не будет этого афишировать, в свою очередь, считает публицист, социолог Игорь Эйдман. Как ему представляется, российский президент не захочет, чтобы всё выглядело так, что он пошел на попятную под давлением.
«Во всяком случае, Путин не станет публично признавать полную ответственность России за трагедию, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Но похоже, что де-факто все требования Баку будут выполнены, включаю компенсацию погибшим гражданам Азербайджана. Также, думаю, будет имитация расследования и наказания виновных. Найдут каких-нибудь “стрелочников” – например, авиадиспетчеров, и символически осудят».
Путин действительно не любит, когда его припирают к стенке, констатировал Игорь Эйдман: «Но это касается тех, с кем он может позволить себе не считаться. А вот с Алиевым, и особенно с Эрдоганом, который стоит за спиной у Алиева, Путин вынужден вести себя по-другому. Российский правитель уже по сути признал ответственность своей страны, принеся извинения Алиеву. Но ничего похожего со сбитым малазийским боингом, естественно, не подразумевается. Здесь другая ситуация. Путин воспринимает историю с Боингом как часть конфликта с Западом, где Кремль ни на какие уступки не пойдет. А Азербайджан и Турция – страны, с которыми Москва продолжает сотрудничество и с которыми не хочет ругаться».
Безусловно, позиции России на постсоветском пространстве в связи с войной в Украине значительно ослабли, согласен публицист. «Полагаю, восстановить их в полной мере Москве уже не удастся. Тем дороже для России сохранить отношения с Баку. Азербайджан – достаточно влиятельная и сильная в военно-экономическом плане государство Закавказья. Кроме прочего, Анкара и Баку помогают России обходить через серые схемы международные санкции, естественно, не забывая про собственную выгоду. Не так уж много стран, готовых оказывать подобные услуги Кремлю сегодня», – заключил он.