Атырау, 26 декабря 23:00
 облачноВ Атырау -3
$ 514.93
€ 536.04
₽ 5.18

Каковы объёмы добычи и потребления нефти в Казахстане и мире

970 просмотров


В 2024 году добыча нефти в Казахстане сократилась более чем на 2%, а ее экспорт снизился на 3%. Между тем, в мире производство и потребление нефти продолжает расти, сообщает petrocouncil.kz.

Есть несколько причин того, почему в стране снизилось производство нефти. Главная из них - падение добычи на месторождениях Тенгиз и Кашаган, где производство в течение года останавливалось из-за ремонтных работ. На показатели также негативно повлияли ограничения в работе Оренбургского газоперерабатывающего завода (ОГПЗ) и Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Однако, несмотря на все это, республика продолжает превышать квоту ОПЕК+ на добычу нефти, оставаясь в числе нарушителей сделки. Казахстанская нефть пользуется большим спросом в странах Европы. Но из-за снижения добычи, поставки в регион сократились.

Глобальный спрос на углеводороды, по-прежнему, высок, и продолжает оставаться таким. Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что в этом году мировая добыча увеличится более чем на 0,6 млн баррелей в сутки (б/с), потребление - на 0,8 млн б/с. Эксперты прогнозируют, что в следующем году спрос на нефть в мире еще вырастет, как и ее добыча.

В Казахстане в 2025 году производство нефти также должно увеличиться, учитывая завершение проекта расширения Тенгиза. Однако это противоречит обязательствам республики в рамках соглашения ОПЕК+. Альянс в этом месяце продлил добровольные сокращения еще на один год. Как власти собираются решить эту дилемму?

Цены на нефть, несмотря на рост потребления, на сдерживание производства со стороны картеля, и проблемы с поставками российской нефти из-за санкций, остаются невысокими и даже снижаются. По данным Управления энергетической информации США (EIA), в ноябре средняя спотовая цена на нефть марки Brent составила $74 за баррель, что на $1 меньше среднего значения в октябре. Аналитики ведомства полагают, что и в 2025 году цены будут примерно на таком же уровне. При этом в Казахстане бюджет на следующий год сверстан исходя из цены нефти $75 за баррель.

Что произошло на Тенгизе?

Итак, Министерство энергетики РК предполагает, что в этом году добыча нефти в стране будет на 2 млн тонн меньше, чем в прошлом году. Показатели за 11 месяцев подтверждают эти прогнозы. За указанный период объем добычи нефти и конденсата составил 80,5 млн тонн или на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (82,2 млн тонн). И связано это во многом с падением производства на крупных месторождениях.

Так, на Тенгизе за январь-ноябрь было добыто 25,9 млн тонн нефти - на 2,1% или 600 тыс. тонн меньше, чем годом ранее. В мае и августе в связи с планируемым завершением Проекта будущего расширения были проведены ремонты длительностью 50 дней. Кроме того, на Заводе второго поколения (ЗВП) производство было частично остановлено для ремонта котла-утилизатора, где во время «осмотра оборудования были обнаружены локальные сквозные коррозионные повреждения». Восстановительные работы ведутся с 26 октября и продлятся до конца года. Ранее Минэнерго сообщало, что из-за ремонта на ЗВП добыча нефти на месторождении уменьшилась на 28-30% или на 61–63 тыс. тонн в сутки.

Добыча на Кашагане сократилась более чем на 7%, до 15,8 млн тонн (за январь-ноябрь 2023 года - 17,1 млн тонн). Производство на месторождении в общей сложности было остановлено на 21 день, во время которого оператор менял, вышедший из строя в 2022 году, слагкетчер на заводе по подготовке нефти и газа «Болашак».

На Карачаганаке с января по ноябрь было добыто 11,1 млн тонн - на 0,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (11 млн тонн). При этом и здесь не обошлось без внеплановых остановок производства из-за ограничения приема сырого газа со стороны ОГПЗ.

Также на снижение добычи нефти в стране повлияли планово-профилактические остановки на КТК, являющемся основным экспортным трубопроводом для всех этих трех крупных месторождений.

Все это привело к тому, что за 11 месяцев экспорт нефти по сравнению с прошлым годом упал более чем на 1,1 млн тонн, до 63,2 млн тонн.

В Минэнерго ожидают, что итоговые показатели по добыче нефти будут на уровне 87,8 млн тонн, по экспорту - 68,3 млн тонн, что на 2,3% и 3,1%, соответственно, меньше, чем в 2023 году. На внутренний рынок будет поставлено 17,9 млн тонн.

Kebco нужна Европе

Страны Европы снова становятся основным направлением экспорта казахстанской нефти. Если с января 2013 по март 2018 года, согласно оценке Института экономических исследований МНЭ РК, 83% казахстанской экспортной нефти уходили в этот регион, то с апреля 2018 по февраль 2022 этот показатель снизился до 73%, а к февралю 2023 среднемесячная доля европейских поставок уже составила 63%. Но с первого квартала прошлого года пошла обратная динамика, и уже в январе-сентябре этого года из более чем 53,8 млн тонн экспортированной нефти, свыше 84% или почти 45,3 млн тонн были поставлены в Европу. При этом больше половины из них забрала Италия, увеличив закупку по сравнению с прошлым годом на 28%.

Большой популярностью у европейских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) пользуется казахстанский сорт нефти Kebco (Kazakhstan Export Blend Crude Oil), по качеству соответствующий российскому Urals.

По данным Argus, с января по октябрь морской экспорт Kebco из ресурсов казахстанских компаний составил 7,6 млн тонн, уменьшившись на 939 тыс. тонн относительно аналогичного периода прошлого года. Снижение в основном связано с ограничениями на добычу в Казахстане по соглашению ОПЕК+, а также ростом объемов прокачки Kebco по трубопроводу «Дружба» в Германию. Отгрузки на НПЗ в немецком Шведте за указанный период выросли на 527 тыс. тонн, до 1,2 млн тонн. Основным экспортером стала национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ), поставившая нефть с месторождения Карачаганак. Помимо этого, с апреля начали отгружать сырье в Германию, по 20-50 тыс. тонн в месяц, и акционеры Кашагана.

Казахстанские компании сдают сырье в систему «Транснефти» по двум маршрутам: танкерами из порта Актау в Махачкалу, а также по нефтепроводу «Атырау - Самара». Тяжелая нефть, отгружаемая по первому направлению, поступает только в Новороссийск, тогда как более легкое сырье из Самары может быть отправлено в Новороссийск, Усть-Лугу или по «Дружбе» в Германию, отмечают эксперты ценового агентства.

Основными покупателями казахстанской нефти в морских портах выступают торговые компании Vitol, Euroasia Oil и Kazmunaygas Trading - торговое подразделение КМГ. Крупнейшими конечными потребителями сорта являются итальянские Eni и API, подконтрольный КМГ румынский Rompetrol, заводы Лукойла в Болгарии и Румынии, а также алжирская Sonatrach, владеющая предприятием SRI на Сицилии (Италия).

Вторыми после Италии крупнейшим покупателем казахстанской нефти за январь-сентябрь этого года стали Нидерланды - свыше 5,5 млн тонн, что на 9,2% больше, чем годом ранее.

Морские поставки Kebco в Роттердам за десять месяцев выросли на 320 тыс. тонн, до 500 тыс. тонн. Весь объем был направлен из Усть-Луги на терминал Maasvlakte. Роттердам - крупный узел нефтепереработки, где находятся заводы BP, ExxonMobil, Shell и Vitol. Также здесь расположены крупные хранилища нефти, используемые для отгрузок в другие страны. Портовый терминал в Роттердаме соединен отдельным трубопроводом с НПЗ во Флиссингене, принадлежащим TotalEnergies и Лукойлу, отмечает Argus.

Поставки казахстанской нефти в Румынию, где КМГ имеет свои заводы, снизились на 15%, до чуть более 3 млн тонн.

Тем не менее, как видим, основными покупателями Kebco были заводы, принадлежащие нефтяным компаниям, работающим в Казахстане.

При этом сезонные профилактические работы на европейских НПЗ, а также более низкая маржа производства нефтепродуктов в сравнении с прошлым годом способствовали снижению стоимости Kebco. Ее цена к началу октября сократилась до премий $0,90-1 за баррель к Brent по сравнению с премиями $1,65-2,50 в июне-июле, и $2,15-2,50 - годом ранее, согласно Argus.

Примечательно, что показатели экспорта за январь-сентябрь демонстрируют резкое снижение доли азиатских покупателей. К примеру, Китай и Южная Корея сократили импорт казахстанской нефти на 40% и 64%, соответственно, до 2,6 и 1,7 млн тонн. Тогда как большинство европейских потребителей, за исключением Турции, Испании и Хорватии увеличили закупку казахстанской нефти. Больше всех нарастила импорт Германия - в 2,3 раза, до свыше 1,1 млн тонн.

Интересным выглядит и рост импорта казахстанского сырья, более чем на 70%, до почти 1,5 млн тонн, со стороны США, снова ставшего в этом году самым крупным производителем нефти в мире.

Кто увеличивает добычу

На глобальном рынке продолжается негласное противостояние стран - основных производителей и потребителей нефти. Как отмечает МЭА в своем декабрьском отчете, мировой спрос на нефть в этом году увеличится на 840 тыс. б/с, а в следующем - на 1,1 млн б/с, поднявшись до 103,9 млн б/с. Это произойдет в основном за счет роста потребления в нефтехимическом секторе, тогда как в транспортном спрос по-прежнему будет ограничен из-за роста использования электромобилей в мире.

Мировые поставки нефти в этом году увеличатся на 630 тыс. б/с, а в следующем - на 1,9 млн, до 104,8 млн б/с. При этом добыча вырастет если даже ОПЕК+ не отменит свои сокращения. В этом и следующем году поставки увеличатся примерно на 1,5 млн б/с за счет США, Бразилии, Гайаны, Канады и Аргентины.

Усилия членов альянса по сдерживанию добычи для повышения цен нивелируются увеличением производства нефти со стороны стран, не входящих в группу. Согласно МЭА, фьючерсы на Brent в ноябре в основном не изменились, находясь на уровне около $73/баррель.

В свою очередь Управления энергетической информации США (EIA) отмечает, что средняя спотовая цена на Brent в ноябре составила $74 за баррель - на $1 меньше, чем в октябре. Цены на нефть немного снизились в ноябре после прекращения огня между Израилем и Хезболлой в Ливане.

EIA видит два основных источника ценовой неопределенности: ход продолжающегося конфликта на Ближнем Востоке и готовность членов ОПЕК+ придерживаться добровольного сокращения добычи. Эскалация регионального конфликта может привести к сокращению поставок нефти, а политическая неопределенность может увеличить премию за риск. К тому же, альянс, вероятно, продолжит ограничивать добычу ниже недавно объявленных целевых показателей в 2025 году.

По сведениям EIA, страны, не входящие в соглашение ОПЕК+, являются драйверами роста мирового производства нефти и конденсата в этом году, и эта тенденция сохранится в 2025 году. Ведомство считает, что мировое производство нефти увеличилось на 0,6 млн б/с в 2024 году. Добыча за пределами альянса в этом году выросла на 1,9 млн б/с за счет роста в США, Канаде и Гайане, но этот рост был частично компенсирован сокращением добычи участниками ОПЕК+ на 1,3 млн баррелей в сутки.

EIA прогнозирует, что в 2024 году мировое потребление нефти вырастет на 0,9 млн б/с, в 2025 - на 1,3 млн б/с, что тем не менее ниже среднего показателя ежегодного роста в 1,5 млн б/с за 10 лет до Covid-19, а также меньше роста спроса на нефть, наблюдавшегося в 2021-2023 годах в период восстановления после пандемии.

При этом ожидается, что почти весь рост мирового потребления нефти обеспечивают развивающиеся страны, в основном из Азии - в большей степени Индия, и в меньшей - Китай. Тогда как в странах ОСЭР потребление нефти останется относительно неизменным в 2024 и 2025 годах.

Картельный сговор

Из-за слабого спроса и роста добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, 5 декабря альянс отложил начало роста добычи нефти на три месяца до апреля 2025 года и продлил полную отмену сокращений на год - до конца 2026. Ранее группа планировала начать отмену ограничений с октября 2024 года. ОПЕК+ сдерживает добычу 5,8 млн б/с (около 5,7% мирового спроса), из которых 2 млн б/с - сокращения всей группы, еще 3,8 млн б/с согласились добровольно сократить Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Алжир, Оман и Казахстан.

По расчетам Reuters, сегодня добыча ОПЕК+ составляет 48% от мировых поставок, что является самым низким показателем с момента ее создания в 2016 году с долей рынка более 55%.

Эксперты, опрошенные агентством, считают, что теперь внимание нефтяного рынка будет сосредоточено на действиях избранного президента США Дональда Трампа, который может ввести новые санкции против Ирана, пошлины на импорт из Китая и пообещал положить конец войне на Украине. Во время своего предыдущего срока на посту президента США он неоднократно критиковал ОПЕК+ за высокие цены на нефть и просил Саудовскую Аравию поставлять больше нефти, если королевство хочет получить поддержку США в борьбе со своим главным соперником Ираном.

Трамп хочет увеличить объем производство нефти, так как в ходе своей предвыборной кампании обещал снизить цены на энергоносители. Однако этого не так просто добиться. По мнению экспертов, добыча нефти в США и так находится на пределе. В этом году страна добывает в среднем 13,24 млн б/с, занимая первое место в мире по этому показателю (внутреннее потребление - 20,2 млн б/с).

При этом производители сланцевой нефти, как ожидается, увеличат добычу только в том случае, если это будет прибыльно. По некоторым оценкам, себестоимость добычи у них составляет $40 за баррель, и их устраивает цена, как минимум, $60 за баррель. В то же время, новые месторождения разрабатываются годами, поэтому обещания Трампа о разрешениях на бурение в новых местах вряд ли принесут новые баррели в ближайшее время.

США могли бы уговорить Саудовскую Аравия (третьего на сегодняшний день крупного производителя нефти в мире) увеличить добычу, если бы королевство, наоборот, не было заинтересовано в сокращении производства, чтобы добиться высоких цен на нефть, как минимум, $80 за баррель.

С Россией, вторым крупным производителем нефти, тоже вряд ли получится договориться об увеличении добычи, поскольку она находится под санкциями в связи с ее военным вторжением в Украину. Кроме того, в этом году Европейский Союз и Великобритания усилили давление на перевозчиков российской нефти, а также на страховые компании, предоставляющие им услуги. Лондон ввел санкции против более 100 судов, задействованных в экспорте российских энергоносителей, в том числе против 93 нефтеналивных танкеров, а Брюссель против 73 судов. Возможно, эти меры приведут к сокращению поставок российской нефти на мировой рынок.

Китай снижает потребление

Рост спроса на нефть в этом году оказался слабее, чем ожидалось, во многом из-за Китая, являющегося втором по величине потребителем нефти в мире. После многолетнего роста потребления экономические проблемы и переход на электромобили сдерживают перспективы роста спроса на нефть.

Похоже, КНР постепенно перестает быть основным источником роста потребления углеводородов. Недавно, компания Sinopec сообщила о снижении спроса в стране на дизельное топливо и бензин. По прогнозам компании, потребление нефти в Китае достигнет пика к 2027 году - не более 800 млн тонн в год или 16 млн б/с, передает Reuters.

В этом году потребление нефти в КНР составит 750 млн тонн, снизившись примерно на 10 млн тонн по сравнению с прошлым годом.

Sinopec заявила, что более широкое использование сжиженного природного газа (СПГ) и электромобилей приведет к снижению спроса на бензин и дизтопливо, а нефтехимический сектор в конечном итоге будет потреблять больше нефти, чем транспортный.

Спрос на дизтопливо снизится на 5,5% в годовом исчислении, до 174 млн тонн. Грузовые автомобили на СПГ, которые составляли 22% парка в первых трех кварталах, вытеснили 49 млн тонн дизтоплива в 2024 году.

Потребление бензина снизится на 2,4%, до 173 млн тонн в 2025 году. Электромобили вытеснят около 26 млн тонн или 15% потребления бензина.

Из трех основных продуктов нефтепереработки ожидается только рост потребления авиатоплива - на 7% по сравнению с прошлым годом, до 45,5 млн тонн.

В результате, что в 2060 году на нефтехимический сектор будет приходиться 55% потребления нефти по сравнению с 22% в 2024 году.

С января по ноябрь этого года в Китае было произведено 194,92 млн тонн нефти - на 1,9% больше, чем годом ранее. Ожидается, что в 2025 году будет добыто 215 млн тонн нефти, а переработано - 970 млн тонн.

Нефтяной рынок чутко реагирует на геополитические события в мире. На любой инцидент, который может привести к сокращению поставок, как правило, нефтяной рынок реагирует повышением цен. Война в Украине, развязанная в 2022 году Россией, на которую приходится около 10% мировой добычи, способствовала резкому росту стоимости энергоносителей. Однако, страны - основные потребители нефти - научились реагировать на такие происшествия сокращением спроса, сдерживанием роста экономики или же увеличением собственного производства углеводородов. Группа крупнейших производителей нефти мира во главе с Саудовской Аравией и Россией, создавшие альянс ОПЕК+, пытаются регулировать рынок, чтобы установить необходимые им параметры цен. Но в последние годы у них это получается все меньше и меньше. Этому способствуют и сами участники группы, нарушая взятые на себя обязательства. Казахстан входит в число таких нарушителей. Несмотря на значительное снижение добычи, в этом году общий уровень производства нефти в стране на 0,7% выше установленной квоты. Альянс дал республике полтора года на компенсацию перепроизводства. Но ситуация усугубляется еще и тем, что страна имеет обязательства и перед инвесторами - иностранными нефтяными компаниями, которые вложили десятки миллиардов долларов на увеличение добычи. К тому же и само правительство заинтересовано в росте добычи, поскольку рассчитывает за счет этого увеличить поступления в бюджет. Как будет решена эта непростая задача? В наступающем 2025 году этот вопрос, пожалуй, будет одним из главных для нефтяного сектора страны.

Сегодня, 10:07

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.