Россия грозит применить вето в СБ ООН
Россия и Запад стоят на пороге острой конфронтации по Сирии. Накануне сегодняшних переговоров спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана с президентом Владимиром Путиным глава МИД РФ Сергей Лавров сделал ряд беспрецедентно жестких заявлений. Он обвинил Запад в попытке шантажировать Москву и назвал неприемлемым проект резолюции СБ ООН, предложенный США и европейскими странами. По информации "Ъ", на проведении жесткой линии по Сирии настаивает прежде всего Кремль. В Москве считают: исход событий вокруг Дамаска станет моделью урегулирования будущих внутригосударственных конфликтов.
По данным "Ъ", в закрытой части состоявшегося на минувшей неделе совещания послов и постпредов президент Владимир Путин наказал российским дипломатам в сирийском вопросе "стоять на страже международного права — чего бы это ни стоило". Вчера Сергей Лавров впервые откровенно объяснил, почему это так важно для РФ: "От того, как решится сирийский кризис, во многом будет зависеть модель реагирования мирового сообщества на внутригосударственные конфликты в будущем".
Этот тезис Сергей Лавров огласил накануне переговоров со спецпосланником ООН и ЛАГ Кофи Аннаном, которого сегодня примет и Владимир Путин. Визит господина Аннана в РФ — уже второй за последние три месяца. Во многих западных столицах его попытки урегулировать сирийский кризис считают провалившимися — но не в Москве. "Приглашение Кофи Аннана подтверждает нашу твердую поддержку его усилий и разработанного им мирного плана, который предполагает политико-дипломатическое урегулирование сирийского кризиса,— пояснил глава МИД РФ.— Этот план — единственная жизнеспособная платформа решения внутрисирийских проблем".
Ситуацию в Сирии министр назвал "ужасной", в чем виноваты "внешние игроки", которые отказываются выполнять договоренности о необходимости "воздействовать на все сирийские стороны в конструктивном, а не подстрекательском духе". Россия, напомнил он, внесла на рассмотрение Совбеза ООН проект резолюции, нацеленный на выполнение женевских соглашений (см. "Ъ" от 2 июля) и предусматривающий продление миссии наблюдателей ООН в Сирии еще на три месяца. Версия же документа, разработанная странами Запада, подразумевает введение жестких санкций — если за десять дней с момента принятия резолюции Башар Асад не прекратит использование против оппозиции тяжелого вооружения и не выведет войска из населенных пунктов.
Сергей Лавров убежден, что западные союзники пытаются подвести ситуацию в Сирии под главу 7 устава ООН, открывающую путь к военной операции. В этой связи министр заверил: Москва с таким подходом не согласится и при голосовании в СБ ООН воспользуется правом вето. Впервые за все время сирийского кризиса глава МИД РФ обвинил Запад в попытке шантажировать Москву: "Нам говорят: если вы не дадите согласия на принятие резолюции по 7 главе устава ООН, мы откажемся продлевать мандат миссии наблюдателей в Сирии. Это абсолютно контрпродуктивный и опасный подход".
Еще одним "холодным душем" для Запада стало заявление российского министра, что РФ не станет уговаривать Асада оставить пост. "Асад не уйдет в отставку не потому, что Россия его защищает, а потому, что за ним значительная часть страны",— пояснил глава МИД РФ. Ранее американские и европейские дипломаты, говоря о российском посредничестве, призывали Москву убедить сирийского президента отказаться от власти в обмен на личные гарантии. Слова Лаврова свидетельствуют о том, что с таким разделением ролей Россия не согласна — в отличие от Запада, она не спешит списывать Асада со счетов.
Впрочем, дело, похоже, не в самом сирийском лидере. И Кремль, и российский МИД не раз заявляли: Москва не держится за Башара Асада. Россия настаивает, чтобы при решении сирийского вопроса соблюдались три ключевых принципа ООН: суверенитет, территориальная целостность государств и невмешательство в их внутренние дела. Другими словами, Москва не против ухода Асада, но категорически против того, чтобы это стало результатом вмешательства извне. Ведь объектом такого вмешательства завтра может стать любая страна.
Источник: "Коммерсант"