Критически важно сохранить инфраструктуру «Казпочты», считают депутаты мажилиса, передает КазТАГ.
«Казпочта» имеет 1800 сельских отделений почтовой связи по всей территории Республики Казахстан. Кроме традиционных почтовых услуг в филиалах происходит прием коммунальных платежей, выплата и доставка пенсии, пособий, оплата мобильных услуг, открытие счетов, снятие наличных, погашение кредитов БВУ. Есть филиалы, которые выполняют и другие функции, например, реализация ЖД билетов. Именно поэтому сохранить инфраструктуру национального оператора сегодня критически важно», - сказала на заседании мажилиса в среду депутат мажилиса Екатерина Смышляева.
Она пояснила, что законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон «О почте» разрабатывается с целью адаптации под современные условия обмена информацией и обеспечения качества и доступности новых видов почтовых услуг.
«С сокращением бумажных отношений, некоторые разделы закона устаревают. Уходят ранее необходимые инструменты. За девять месяцев этого года было доставлено 25 млн. печатной корреспонденции. Однако в условиях цифровой трансформации и снижения популярности бумажных коммуникаций клиентская база «Казпочты» поменялась. Во-первых, клиенты «Казпочты» – это прежде всего жители сельских регионов. В отдаленных населенных пунктах отделения «Казпочты» выполняют функции не только почтовых отделений, но и банков, а также центров обслуживания населения (ЦОН)», - сказала депутат.
По ее словам, для сельских жителей «Казпочта» остается ключевым поставщиком почтовых, финансовых и агентских услуг, обеспечивая доступ к необходимым сервисам.
«Во-вторых, клиент «Казпочты» сегодня это активный пользователь цифровых почтовых сервисов. Компания внедряет инновационные IT-продукты, такие как приложение QazPost, доступное в смартфонах. Это приложение объединяет множество сервисов – от доставки посылок до финансовых услуг, предоставляя клиентам удобный доступ к ним. В-третьих, это пользователи электронной коммерции. В 2023 году объем розничной электронной торговли в нашей стране достиг Т2,4 трлн, что на 79% больше по сравнению с предыдущим годом. Потребители все чаще приобретают онлайн не только электронику и одежду, но и продукты питания, косметику, товары для дома и другие категории», - добавила парламентарий.
Она отметила, что у «Казпочты» профессиональная курьерская служба, возможности развитой инфраструктуры, широкий логистический функционал, «поэтому сегодня оператор активно встраивается в среду маркетплейсов».
«В-четвертых, Клиенты «Казпочты» – это предприниматели и ремесленники. Оператор развивает собственный социальный маркетплейс, ориентированный на поддержку отечественных производителей, в том числе крафтовых производств. Акцент на отдаленные регионы. Это позволяет местным производителям выходить на более широкие рынки сбыта и способствует развитию малого и среднего бизнеса. Действующие известные игроки электронной коммерции не идут в село. А вот «Казпочта» такую доставку обеспечивает, да еще и по специальному тарифу для сельчан. Онлайн расчеты на социальном маркетплейсе идут без процентов», - сказала Смышляева.
Как обратила внимание депутат, сегодня выдача почтовых отправлений в «Казпочте» полагается только лично адресату.
«Если посылку захочет получить близкий родственник, ему потребуется доверенность. Это крайне неудобная процедура для почтовых отделений. И тем более для почтовых курьеров, которые доставляют посылки на дом, в том числе и товары из маркетплейсов. Ведь им нужно отдать их только в руки заказчика. С принятием закона эта процедура упрощается. Товары смогут получать третьи лица, но только если они назовут курьеру в момент получения код SMS, направленный на телефон заказчика. Можно будет также получить посылку по QR-коду», - пояснила парламентарий.
Также, по ее словам, проектом закона также исключается понятие почтовый ящик, при этом вводятся так называемые постоматы.
«Это ячейки, из которых бесконтактным методом можно забрать товар или посылку. Многие маркетплейсы используют эти конструкции. Постоматы часто размещаются на общественных или коммерческих территориях, что требует регулирования их установки, аренды и эксплуатации, чтобы избежать монополизации и создания неудобств для других», - отметила Смышляева.
Депутатами предложены нормы, которые, по их словам, вносят ясность во взаимоотношения оператора почты, регулятора и акимата. В том числе в вопросах нормативов и порядка закрытия филиалов, создания условия для работы оператора.
«В настоящее время почтовая деятельность осуществляется на основании уведомления, направляемого в адрес министерства цифрового развития. В 2012 году было отменено лицензирование в области почты в целях снятия административных барьеров для беспрепятственного вхождения на рынок субъектов малого и среднего предпринимательства. На тот момент было выдано порядка 60 лицензий. После отмены лицензирования в области почты число субъектов предпринимательства, осуществляющих почтовую деятельность, резко возросло до 500», - сказала депутат.
Она добавила, что в 2019 году были усилены требования к операторам и их количество также резко снизилось.
«Сегодня уведомление получено от 30 операторов. Однако часть рынка, что называется «ушла в тень». И маскирует деятельность оператора почты под другими видами работ. Также обсуждается вопрос создания равных условий для конкуренции наоборот за счет снижения требований. Однако все они подлежат обсуждению и доработки до второго чтения. Каким будет решение пока говорить рано, но проблема есть. При этом во главе угла всегда остается качество услуг для потребителя», - сказала парламентарий.
Она добавила, что самое главное предложение – это продление сроков пилотного проекта по оказанию «Казпочтой» услуг таможенного брокера.
«Предприятие участвует в проекте с августа 2023 года в качестве оператора электронной торговли. Это эксперимент в области внешней электронной торговли, который с одной стороны обеспечивает комфорт для покупателей. Ведь им не нужно отдельно оформлять таможенные документы и даже перечислять налоги, это за них делает почта. Раньше при покупке товаров дороже Т100 тыс. на международной площадке, покупателям приходилось его оформлять в таможенных органах. Покупка превращалась в настоящий квест», - пояснила депутат.
С другой стороны, добавила она, такой подход обеспечивает полную прозрачность международной торговли на мировых электронных торговых площадках, при этом крупные мировые маркетплейсы также вынуждены платить налоги в бюджет нашей страны.
«За год работы «Казпочтой» задекларировано почти 1,5 млн почтовых отправлений. Поэтому опыт можно считать успешным, а с учетом развития складской инфраструктуры оператора – перспективным», - заключила Смышляева.