Телеграм-канал @FINANCEkaz
Нацбанк поднял базовую ставку привычным жестом в ответ на угрозы тенге. Почему привычным? Потому, что он так поступал всегда — используя ставку для курсовой борьбы. В марте 2020 года на фоне развала нефтяной сделки и падения цены на нефть, в феврале 2022 года на фоне начала военного вторжения России в Украину. И сейчас... когда из всех внешних угроз реализовалась только падение рубля. Дальше мы будем повышать ставку по каждому чиху спекулянтов?
«У повышения базовой ставки есть и другая цель в виде укрепление макростабильности и привлекательности нацвалюты в условиях её резкого ослабления к доллару США», — вот даже коллеги из @tengenomika так пишут.
«Слабый тенге, легко слабеющий на фоне любого негативного внешнего события — это лишь кажущееся эффективное решение в интересах экспортеров и внутренних производителей, — пишет в своей колонке глава Freedom Holding Тимур Турлов. — Копировать опыт ЦБ РФ — не лучшая опция: россияне не могут проводить активные интервенции, так как ограничены в возможности использовать свои ЗВР. Тем временем, спекуляции крупных экономических агентов и квазигосударственных компаний по-прежнему вносят значительный вклад в неопределенность на валютном рынке. Нельзя все время «защищать» наших производителей обесценивая труд наших сограждан. А именно это и происходит при ослаблении тенге».
Хочется верить, что хотя бы в следующий раз решения будут приниматься чуть более взвешенно, относительно не сиюминутных угроз валюте, которые тем более можно преодолеть другими инструментами (атакуют спекулянты — вводите франкфуртский аукцион на бирже, есть примеры 2020 и 2022 годов), а чтобы в расчёт брались и перспективы экономики Казахстана.
Теперь у нас снова реальная ставка… 6,75%. При этом мы не ведём войну. На нас не наложены санкции. И кредитные рейтинги нам никто не понижал.