Атырау, 11 января 20:36
 ясноВ Атырау -4
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Догнали и добавили

13 093 просмотра

4 июля в преддверии общественных слушаний по предОВОСу (предварительная оценка воздействия на окружающую среду) и ОВОСу компания Kazakhstan Petrochemical Industries презентовала немногочисленным представителям приглашённой общественности обновлённый проект интегрированного газохимического комплекса (ИГХК). Таким образом, к уже реализуемым в нашем регионе гигантским промышленным проектам добавляется ещё один.

ПРОЕКТ И КРИЗИС

История тянется издалека. Ещё в 2006 году была составлена проектно-сметная документация, и в том же году прошли общественные слушания, в 2008-м было подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО). Но из-за грянувшего экономического кризиса проект постоянно откладывался, ввиду чего проектная документация утратила актуальность.

– Сейчас откорректированный вариант ТЭО первой фазы ИГХК направлен на согласование в госэкпертизу. А общественные слушания по предОВОСу и ОВОСу планируется провести до осени этого года, – сообщил исполнительный директор КPI Чингиз ИСМАГУЛОВ (на снимке). Напомним, 51% в КPI принадлежит Объединённой химической компании («дочка» ФНБ «Самрук-Казына»), 49% – ТОО SAT Operating.

Из презентации следовало, что в рамках первой фазы планируется строительство завода из двух технологических линий: установка дегидрогенизации пропана (550 тысяч тонн пропилена в год) и установка по производству полипропилена (500 тысяч тонн в год). С учётом реализации в будущем второй фазы проекта (производство полиэтилена) будет построено 9 объектов инфраструктуры. На начальном этапе газ будет поступать с Тенгиза на завод по железной дороге в цистернах, а затем будет построен пропанопровод протяжённостью 207 км. Основным источником электроснабжения ИГХК будет газотурбинная электростанция мощностью 80 мегаватт. Резервным источником питания (на случай аварийного выхода из строя газотурбинной станции) выступят электролинии KEGOC. Топливный газ для питания газотурбинной станции будет поступать из газопровода Интергаз – Центральная Азия.

– У ТШО было три резервных источника энергоснабжения. И во время аварии все они вышли из строя, – напомнили представителям KPI экологи, имея в виду масштабную аварию на Тенгизе в июле 2005 года.

На втором этапе планируется строительство газосепарационной установки в районе п. Косчагыл Жылыойского района для отделения из сухого коммерческого газа пропана и этана. Полученный пропан будет дополнительно нагнетаться в газопровод KPI, а остальной газ – возвращаться на ТШО. По словам Исмагулова, ранее KPI подписал с ТШО соглашение о поставках газа на 25 лет. В строительстве будет занято до 8 тысяч человек, из них 4 тысячи – китайцы. После сдачи в эксплуатацию завод будут обслуживать 950 человек. Именно на это количество рассчитан запланированный по проекту вахтовый городок.

 

АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

Поскольку  швейцарская компания LyondellBasell вышла из проекта, технологии по производству полипропилена и полиэтилена КРI купила у американской Lummus Techno-logy (подразделение группы компаний CB&I). Кстати, в кулуарах прозвучало, что их стоимость в разы меньше, чем предлагалось первоначальным партнёром.

Первая фаза строительства ИГХК реализуется на китайский кредит ($1,3 млрд), по второй фазе заключено соглашение с южнокорейской компанией LG Chemical.

Что касается сильно выросшей за последние годы стоимости проекта (с $3,5 млрд до $6,3 млрд) – было заявлено, что первоначально проект предусматривал лишь первую часть (фазу) нынешнего ИГХК.Поэтому, без учёта второй фазы, стоимость проекта выросла незначительно, считают менеджеры KPI.

По реализации будущей продукции KPI подписал договор с компанией Vinmar Projects LTD, которая намерена скупать весь будущий полипропилен и полиэтилен. Интерес, по словам Исмагулова, проявляют и другие компании, в том числе «дочка» генподрядчика по строительству Sinopec Trade House. Согласно схемам реализации, продукция будет идти железнодорожным и морским путями в страны Восточной и Западной Европы, Турцию и Южную Азию. На внутренний рынок будет поставляться лишь 10%.

– Ввиду отсутствия спроса, – пояснил Чингиз Исмагулов.

Директор Жайык-Каспийского Орхусского центра Шынар ИЗТЛЕУОВА поинтересовалась, насколько актуальна будет производимая на комплексе продукция в свете провозглашённого в стране перехода к «зелёной» экономике:

– Весь цивилизованный мир сегодня переходит на производство экологически безопасных товаров. В Европе уже не покупают пластик, который не обладает способностью саморазлагаться. Не получится ли так, что лет через пять ваша продукция окажется невостребованной?

Исмагулов на этот вопрос ответить затруднился. Он лишь заявил, что используемая технология позволит гибко реагировать на потребности рынка.

– Несмотря на то, что у нас есть контракт на закуп всей продукции, огромные торговые дома из Японии, Китая, Южной Кореи и других стран стоят в очереди за нашей продукцией.

 

ТРУБА-ТО НЕ РЕЗИНОВАЯ!

Экологов очень интересовал вопрос водоснабжения будущего комплекса. Потребность KPI составляет 12 тысяч кубов ежесуточно в период первой фазы, плюс ещё 24 тысячи кубов – во второй фазе.

– Водопровод Астрахань – Мангышлак, обслуживаемый АО «КазТрансОйл», введён в эксплуатацию более 25 лет назад, он изношен и не застрахован от аварий. Сегодня на этой трубе «сидят» Исатайский район, Аджип ККО, Кульсары, ТШО, а теперь ещё и ИГХК. И это при том, что кашаганский и тенгизский проекты ещё будут расширяться, – беспокоились экологи.

– Водовод подвергнется модернизации, а в точке врезки к началу второй фазы мы построим насосную станцию, – парировали представители KPI.

– Модернизация и насосные станции здесь не помогут. Нас беспокоит, что речь идёт об одной трубе, и в случае аварии не будет резервного источника водоснабжения. А потом, ведь речь идёт о глобальном сокращении запасов воды, в том числе в р. Кигач, откуда идёт этот водопровод. Критически падает и уровень Урала. А мы находимся ниже всех, и Россия в любой момент может ограничить поступление воды. В этом случае на ваших заводах прекратится охлаждение оборудования, что чревато авариями, – не унимались экологи.

 

ВЗАМЕН – МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Ещё один очень важный вопрос: что взамен сомнительного соседства с будущим флагманом химической промышленности страны получат местные жители? Ведь комплекс планируется построить рядом с Карабатаном, всего в 35 километрах от областного центра.

Выяснилось, что помимо обещанного мультипликативного эффекта (создание вокруг комплекса мелкого и среднего бизнеса) – в общем-то ничего. В рамках Свободной Экономической Зоны ИГХК освобождён от уплаты НДС на импорт оборудования, земельного и имущественного налогов и т. д. Единственно, что перепадёт местному бюджету – это индивидуальный подоходный налог и соцналог за работников и нерезидентов.

Не получили экологи ответа на вопрос и о суммарном количестве вредных выбросов с учётом неблагоприятной розы ветров. А приглашённый представитель Жайык-Каспийского департамента, который смог бы прояснить этот вопрос, не счёл нужным посетить это мероприятие.

– Мы не сможем остановить и этот очередной гигантский промышленный проект в нашем регионе. Наша общественность пассивна, – пессимистично считает Ш. Изтлеуова. – Единственное, что мы можем сделать, это добиться независимого мониторинга за будущими выбросами.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

12 июля 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.