Супружеская чета из Жылыойского района обвиняет врачей в том, что они поставили неверный диагноз их сыну, а это повлекло тяжёлые последствия. 16-летнего Нурлыбая ОНКАША, у которого, как позже выяснилось, рак носоголотки, долгое время лечили от... туберкулёза.
В настоящее время Нурлыбай проходит лечение в онкологическом центре Алматы. И лечится, наконец, именно от того, чем болеет. Но много времени упущено.
– В алматинском онкоцентре я видел парня 23 лет точно с таким же диагнозом. Он чувствует себя совсем не так плохо, как Нурлыбай. А моему сыну сейчас очень тяжело,– голос отца парнишки Ивана БЕКЕНОВА (на снимке) дрожит в телефонной трубке.
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
В мае прошлого года у Нурлыбая возле уха появилась опухоль. Обеспокоенные родители обратились к участковому врачу по месту жительства – в ауле Майкомген Жылыойского района. Поставив диагноз «хронический тонзиллит», врач Ардак УТАРБАЕВА дала направление на сдачу анализов.
– Участковый врач более месяца не давала нам никаких рекомендаций, и мы показали сына хирургу Жылыойской районной больницы. Тот сразу же направил нас в областную онкологическую больницу. Но врач-цитолог этой больницы Разия АМИРОВА поставила диагноз «туберкулёзный лимфаденит». Так наш сын оказался в противотуберкулёзном диспансере. Этот диагноз подтвердила иврач тубдиспансера Сара КУБАШЕВА,онаприняла его, сказав: «Да, это наш больной», – рассказывает Иван. – Однако лечение не шло на пользу. Сын позвонил мне и сказал: «Папа, я принимаю в день 15 разных таблеток, но они действуют на меня плохо, меня тошнит и рвёт, из носа идёт кровь». Чуть позже позвонил один из врачей тубдиспансера, который сказал нам: «Заберите вашего сына, его состояние ухудшается, ему поставили неправильный диагноз».
Потерявшие надежду на врачей областной больницы, родители отвезли своего сына сначала в Астрахань, а затем в Актобе.
– У нас не хватило средств, чтобы сделать в Астрахани биопсию, к тому же мешал языковой барьер. Впоследствии мы отвезли сына в Актобе. Тамошние врачи определили у мальчика онкологию, но из-за отсутствия у них необходимого для более полного обследования аппарата направили его в Алматы, – говорит отец.
В октябре 2011 года врачи поликлиники КазНИИ онкологии и радиологии в Алматы поставили, наконец, правильный диагноз «рак носоглотки».
– Они вынесли следующее определение: «Объёмное образование носоглотки и шеи слева. Строение лимфоузла нарушено за счёт разрастания опухолевых клеток». Сын прошёл первый курс лечения, но врачи говорят, что надо было начать лечение гораздо раньше, – рассказывает Иван. – Они были возмущены тем, что в течение 6месяцев мальчик не принимал правильное лечение, и очень удивлялись, почему атырауские медики сразу же не провели томографическое обследование.
«АНАЛИЗЫ ТИПА МИКС»
Врач-цитолог Атырауской областной онкологической больницы Разия Амирова считает, что проведённые ею анализы не повлияли на диагностику врачей тубдиспансера.
– При проведении анализа я определила там наличие эпительных клеток и казеозной массы. Исходя из этого и поставила свой предположительный диагноз, – говорит она.
Наблюдавший пациента врач-онколог Максут ШАМШЕНОВ утверждает, что на начальной стадии невозможно определить эту болезнь.
– Встречаются анализы типа микс. То есть у больного могут быть обнаружены признаки сразу двух заболеваний. В то время, когда мы производили осмотр, был заметен воспалительный процесс, то есть явно был виден туберкулёзный лимфаденит, – сказал он.
Заведующий отделением онкологической больницы Руслан РАСКАЛИЕВ пояснил, что подобные диагнозыможно поставить только с помощью иммуногистохимии. А такие анализы в Атырау, оказывается, не проводятся.
Углавного врача Атырауского областного противотуберкулёзного диспансера Жанабая САГИЕВА свои доводы.
– После того как онкологи исключили рак, мы провели пробное лечение. В ходе пробного лечения была определена динамика заболевания. Если оно не поддаётся лечению, значит – это не наш больной, – настаивает Ж. Сагиев.
Необходимо проконсультироваться с врачом, если есть любая из следующих проблем: опухоль в носу или на шее; боль в горле; нарушение дыхания или речи; кровотечение из носа; боль или звон в ушах.
Для диагностики рака носоглотки могут использоваться следующие методы. Осмотр глотки: при осмотре врач пальпирует увеличенные лимфатические узлы шеи и осматривает глотку с помощью маленького зеркала на длинной рукоятке, чтобы обнаружить патологические изменения. Риноскопия. Риноскоп – инструмент с линзой для осмотра полости носа. На трубке также может быть инструмент для взятия образцов ткани. Рентгеновское обследование черепа, груди. Магнитно-резонансная томография икомпьютерная томография,позволяющие сделать детальное изображение участков тела. Позитронно-эмиссионная томография: процедура для обнаружения злокачественных клеток. Небольшое количество радиоактивной глюкозы (сахара) вводится в вену. Злокачественные клетки опухоли при этом выглядят более яркими, потому что они более активные и притягивают больше глюкозы, чем нормальные клетки. Лабораторные исследования –анализы крови, мочи и др. – помогают диагностировать болезнь, составить план лечения, контролировать течение болезни. Биопсия:удаление клеток или тканей, после чего они могут быть исследованы под микроскопом на рак.
ПОПАЛИ ПОД АМНИСТИЮ
Действия атырауских врачей прошли судебно-медицинскую экспертизу. Председатель комиссии судмедэксперт Нурлан КАПИН подтвердил факт постановки Нурлыбаю Онкашу неправильных диагнозов. «Диагноз “хронический тонзиллит”, поставленный участковым врачом, неверный; диагноз “туберкулёзный лимфаденит шейной области, слева инфильтративно-казеозная форма в стадии активности МТ”, выставленный врачами областного противотуберкулёзного диспансера, неверный. Это привело к тому, что с момента первого обращения, т. е. с весны 2011 года по сентябрь 2011 года, не проводилось правильное лечение, состояние больного ухудшалось на фоне прогрессирования заболевания», – пишет он в своём заключении.
На основании этой экспертизы было возбуждено уголовное дело по статье 114 УК РК («Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником»). Но как сказал занимавшийся этим делом следователь ДВД Данияр БЕЙМАГАМБЕТОВ,подследственные врачи попали под амнистию.
Между тем родители подали на них в суд гражданский иск. Они требуют возместить им расходы на лечение в Алматы и выделить квоту для продолжения лечения Нурлыбая в России. И верят в лучшее.
Сания ТОЙКЕН