Нефтяники и прочие торговцы энергоресурсами сосут кровь из мировой экономики, их сверхприбыли оборачиваются убытками сотен миллионов домохозяйств по всему миру. Но время дорогой нефти уходит: как и пузырь доткомов когда-то, сырьевой пузырь скоро лопнет, считают в Morgan Stanley
Лондон. 25 июня. FINMARKET.RU - Конец суперцикла высоких цен на сырье, вслед за Citigroup , предсказывают в банке Morgan Stanley. Замедление роста крупнейших экономик мира вот-вот приведет к схлопыванию цен на сырье, прежде всего, на энергоносители, пишет Ручир Шарма, глава Morgan Stanley Investment Management.
Начавшееся месяц назад падение цен на нефть - это сигнал о циклическом сдвиге в глобальной экономике. Заканчивается десятилетний суперцикл "дорогой нефти". Так уже было несколько раз: как только расходы на нефть достигали 6% мирового ВВП, рост экономики замедлялся, и спрос на энергоносители падал. Рынки дошли до этой точки как раз в конце прошлого - начале этого года. Теперь сырьевой пузырь лопнет, цены упадут, а рост снова ускорится. Так будет продолжаться примерно двадцать лет, до следующего десятилетия дорогой нефти.
В этом смысле нефтяной бум очень похож на бум "доткомов", высокотехнологичных и интернет-компаний конца 90-х годов прошлого века, считает Шарма. На самом пике стоимости доткомов их ценные бумаги занимали 25% глобального рынка. После того, как пузырь лопнул, начали расти сырьевые ценные бумаги - энергоресурсы и материалы, к концу прошлого десятилетия они тоже составляли 25% мировых рынков.
Но есть и отличия. Бурный рост доткомов был полезней для мировой экономики, чем сырьевая гонка.
Рост цен на фондовом рынке обычно приводит к росту экономики. От пузыря высокотехнологичных компаний мировая экономика получила множество полезных вещей: благодаря ему, мир сегодня опутан коммуникационными сетями, созданы новые продукты и компании, которые заметно выросли в стоимости.
А рост цен на основное сырье, такое как нефть, приводит лишь к росту издержек бизнеса и населения, такой рост становится тормозом для мировой экономики: 10 из 11 рецессий в американской экономике предшествовал заметный рост цен на нефть. Скачок цен на нефть воспринимается как большой налог, а последующее снижение - как большое снижение налогов. Так что конец нефтяного бума станет хорошей новостью для мировой экономики, полагает Шарма.
Доткомовские миллиардеры, в отличие от сырьевых, были по-настоящему творческими людьми, многие из них до сих пор участвуют в технологической революции.
Но сырьевая мания привела к тому, что огромные состояния оказались в неподходящих руках. В 2001 году в мире было 29 миллиардеров в энергетическом секторе и 75 миллиардеров в секторе технологи, в 2011 году они поменялись местами: 36 миллиардеров в технологическом и 91 в энергетическом, преимущественно в нефтяном. Потери для них теперь неизбежны, но их убытки обернутся доходами потребителей по всему миру.
Кроме сырьевых королей, огромные убытки понесут и многие биржевые спекулянты, которые удвоили общий объем инвестиций в сырье в последние пять лет, в 2011 году он составлял более $400 млрд. Именно они раздули спекулятивный пузырь на сырьевых рынках до невероятных размеров: сегодня ежедневный объем торговли энергетическими фьючерсами в 25 раз превышает ежедневный мировой спрос на энергоносители.
Перемены будут невероятно драматичными и масштабными, уверен Шарма. В этом смысле сырьевые пузыри - это худший вид пузырей: когда они лопаются, капитал просто разрушается, исчезает, а общество остается без тех активов, которое оно инвестировало в нефть. Изменится ландшафт мировой экономики: разбогатевшие на продаже сырья страны, вроде России и Бразилии, потеряют существенную часть своих доходов, а импортеры сырья, США, Китай, Индия или даже Турция, получат новые преимущества за счет дешевеющих ресурсов.
Резкое снижение нефтяных цен приведет к росту западных экономик, которые активно тратили на импорт сырья, и освободит капитал для более продуктивных секторов. Будет неудивительно, если новый бум снова произойдет на американском рынке высокотехнологичных компаний, так уже было в XIX веке, когда в США два раза за 30 лет случался железнодорожный бум.
Источник: Финмаркет